ЯДОВИТЫЙ БИЗНЕС

29 августа 2008 2854

ЯДОВИТЫЙ БИЗНЕСНедавно ЗАО «Константиновское» через суд принудили к утилизации ядохимикатов, которые прежде широко применялись в сельском хозяйстве, а теперь попали под запрет. На этой экологической акции предприятие потеряет порядка миллиона рублей.

Поясним, что в районе сейчас два «Константиновских»: первый — тот самый подсудимый, «прописан» у нас, второй — однофамилец, хоть и находится территориально в Сергиево-Посадском районе, но налоги платит соседнему району. Крупно не повезло как раз нашему «Константиновскому». Это в его хранилищах оказалось от шести до восьми тонн устаревших удобрений. Мы говорили со знакомыми директорами хозяйств и узнали, что запрещенные ныне пестициды есть почти у всех. Но, к счастью, в гораздо меньших объемах: где 300 килограммов, где тонна. Самые дальновидные этот балласт давно припрятали подальше и отчитались, что использовали ядохимикаты в борьбе с сорняками. А константиновские аграрии за много лет накопили этого добра слишком много, такое шило в мешке не утаишь.

Сельские директора рассказывали, как вообще накапливалось оно в закромах. Еще полтора десятка лет назад существовала в районах специальная служба — сельхозхимия. Она-то централизованно закупала и доставляла хозяйствам обязательные по советским аграрным технологиям пестициды. Даже если сельхозпредприятиям этого добра не требовалось, им навязывали ядохимикаты насильно. Отгружали по разнарядкам — и дело с концом. А хранить такие яды — отдельная головная боль.

Кому-то удавалось увильнуть от навязанного «подарка». Крестьяне давно разобрались, какую угрозу здоровью несут в себе технологии с использованием пестицидов. А вот «Константиновский», как говорится, попал: накопил за десятилетия отравы с избытком, так просто от нее не избавишься.

— Но откуда стало известно об остатках запрещенных ядохимикатов на сельских складах? — спрашивали мы у директоров. — За двадцать лет перестройки на сельских усадьбах, кажется, камня на камне не осталось. Кому еще помнятся старые склады пестицидов?..

— А как вы думаете, кто возглавил предприятия по утилизации запрещенных в стране удобрений? Ну, разумеется, прежние руководители предприятий сельхозхимии. У них и отчетность прежних лет, а главное, они знают, где искать ту самую отраву. Ведь они же ее и втюхивали хозяйствам, даже когда вредоносность таких удобрений уже была широко известна. А теперь у них лицензия, госзаказ в рамках борьбы за чистоту окружающей среды и высокие расценки за специальные услуги.

По нашей информации, хозяйства попытались найти альтернативную возможность утилизировать опасные вещества. Говорят, обращались в «Радон», который специализируется на обезвреживании особо опасных отходов, в том числе и медицинских. Но получили отказ. Утилизировать запрещенные ядохимикаты принуждают более дорогим путем. В селе сомневаются в разумности такого подхода.

Говорят, было бы честнее и для экологии полезней, чтобы все запрещенные удобрения собрали в губернии до последнего ведра, утилизировали и больше не вынуждали хозяйства подальше прятать отраву. Использование пестицидов было государственной стратегией, и их утилизацию оно должно взять на себя. Надо защитить природу от старых «могильников» ядохимикатов, не разоряя при этом едва окрепшие хозяйства.

Светлана АНИКИЕНКО

Газета "Вперёд"