"ЕДИНОЕ ОКНО" ТЕПЕРЬ И У НАС

20 августа 2009 4381

«ЕДИНОЕ ОКНО» ТЕПЕРЬ И У НАС

В наше непростое время экономической нестабильности, когда не ждешь ничего хорошего и готовишься к худшему, хотелось бы порадовать читателей целыми двумя хорошими новостями в области оформления прав на недвижимое имущество.

Во-первых, "дачная амнистия" (оформление в собственность в упрощенном порядке земельных участков и построек на них), о которой мы достаточно подробно писали в предыдущих выпусках нашей газеты, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 174-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" продлится до 1 марта 2015 года. Теперь не надо, выбиваясь из сил, тратя последние деньги и занимая по знакомым, судорожно пытаться достроить свой дом, чтобы успеть не только построить, но еще и зарегистрировать его до 1 января 2010 года.

А что с землей? Напомним, что закон о "дачной амнистии" распространяет свое действие лишь на те земельные участки, которые были предоставлены до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. И если вы в свое время получили, но до настоящего времени не оформили свой земельный участок, тогда вторая новость не только порадует, но и сильно облегчит жизнь.

В последние годы система учета недвижимости и система регистрации прав на нее развивались независимо друг от друга, находясь в ведении разных ведомств. В результате сформировались три различных института, обеспечивающих учет и регистрацию прав на недвижимость: система кадастрового учета земельных участков; система технического учета зданий, сооружений и помещений и система регистрации прав. Такая структура не отвечает интересам развития рынка недвижимости в России и связана с большими и необоснованными издержками как для государства, так и для обладателей недвижимости.

Поэтому в 2007 году был принят Федеральный закон о кадастре недвижимости, который объединил систему учета зданий и помещений и систему учета земельных участков. А в декабре 2008 года был принят Указ Президента "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", которым предусмотрено объединение системы кадастрового учета и системы регистрации прав и картографии.

Создание новой структуры, образуемой на базе трех федеральных агентств — Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии, — было задумано правительством, чтобы ускорить процедуру регистрации и постановки участков на учет. С 1 марта этого года всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости занимается новое ведомство — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, кратко — Росреестр. При этом все подготовленные гражданами документы сохраняют силу и не потеряются из-за реорганизации.

Правообладатели вынуждены заниматься сбором всех необходимых для государственной регистрации документов, неоднократно обращаясь в различные органы и архивы. При этом разрозненность служб только усугубляет ситуацию.

Поэтому 11 июня 2009 года на заседании Правительства РФ был представлен проект "Концепции создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости". Концепция направлена на повышение качества услуг, открытости и "понятности" процедур регистрации и учета для граждан. Кстати, большинство европейских стран, где система учета и регистрации недвижимости создавалась относительно недавно, пошли по пути создания единой системы.

Система "единого окна" дает возможность одновременного приема документов на оказание двух видов государственных услуг: постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, а также на предоставление сведений из Государственного кадастра недвижимости специалистами Управления Росрегистрации.

Объединение функций по осуществлению кадастрового учета и регистрации прав в рамках одного ведомства позволит, прежде всего, сократить сроки оформления прав на недвижимость и количество необходимых для оформления посещений органов кадастрового учета и регистрации.

Напомним, что в настоящее время для того, чтобы зарегистрировать земельный участок, необходимо обратиться сначала в Роснедвижимость и получить там кадастровый паспорт, то есть технически описывающий документ на землю, а затем — в местное отделение Росрегистрации, где и будет выдано свидетельство о праве собственности.

Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области включился в эксперимент работы в режиме "одного окна". В рамках эксперимента жителям района, которые хотят зарегистрировать дачный, садовый, огородный, личный подсобный участок, не придется стоять в очереди для получения кадастрового паспорта в Земельной кадастровой палате. Сотрудники регистрационной службы сами передадут запрос и получат недостающий документ для государственной регистрации прав на недвижимость. Таким образом, вместо многочисленных походов по инстанциям, заявители только два раза обратятся в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Первый раз, чтобы подать документы, а затем через месяц, чтобы получить свидетельство о праве собственности.

В целях реализации эксперимента — работы в системе "единого окна" — прием документов на государственную регистрацию прав будет производиться без представления заявителями кадастрового паспорта на земельный участок, если участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса (до 29 октября 2001 года). Для государственной регистрации права собственности необходимо будет представить заявление о регистрации, документ об оплате госпошлины в размере 100 рублей, документ, удостоверяющий личность физического лица (для представителя физического лица — нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия), а также документ, удостоверяющий право на земельный участок (акт о его предоставлении или свидетельство о праве, выданное органами местного самоуправления, или иной документ).

С начала августа Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, 3, включился в президентскую программу работы в режиме "единого окна", однако на сегодняшний момент прием документов не носит массового характера. Работа в этом направлении только началась: налаживается режим взаимодействия с Земельной кадастровой палатой, определенные трудности существуют за счет территориальной разрозненности двух отделов — регистрационной службы и Роснедвижимости. Для нас важно, чтобы гражданин не ходил из одной госструктуры в другую, не тратил время и деньги, а мог обратиться в одно окно за оказанием двух и более различных государственных услуг. Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области и Сергиево-Посадский отдел Управления Роснедвижимости по Московской области прикладывают все усилия для реализации указанного проекта.

Газета "Вперёд"