ОФИЦИАЛЬНО И НЕ ОЧЕНЬ

12 мая 2010 2689

День Победы в Сергиевом Посаде отпраздновали ярко, но размах торжеств был несколько скромнее, чем в предыдущие годы. Не было прохождения войск местного гарнизона, да и народу к Мемориалу славы почему-то пришло меньше обычного. Говорят, приказом Минобороны проводить парады разрешили только в городах-героях и городах воинской славы. Жаль, горожане всегда любили это зрелище и встречали его с удовольствием.

ОФИЦИАЛЬНО И НЕ ОЧЕНЬ

Тем не менее праздник удался, и те, кто принял в нем участие, об этом, конечно же, не пожалели.

Праздничная колонна стала собираться на Советской площади еще до полудня. Как всегда, пришли ветераны, многие в форме, с орденами и медалями. Некоторым было очевидно трудно выдержать шествие, они передвигались с тростями или опираясь на детей и внуков, но они пришли, и спасибо им за это.

Во главе колонны стояла шеренга военных, за ними — представители совета ветеранов с копией Знамени Победы, которое было водружено над Рейхстагом в мае 1945-го. Было много и других флагов — советский государственный, военно-морской, военно-воздушный и даже флаги ряда политических партий, без которых, честно говоря, в этот светлый праздник можно было бы и обойтись.

Из нововведений можно отметить сразу два транспаранта с портретами Сталина, которые держали в руках пожилые люди, стоящие рядом с флагами КПРФ. Раньше изображений "отца всех народов" в День Победы в Сергиевом Посаде не было — то ли стеснялись, так как фигура уж очень неоднозначная, то ли просто не приходило в голову. Можно предположить, что свою роль сыграла и позиция мэра Москвы Юрия Лужкова, который в этом году вознамерился было разукрасить всю Москву изображеньями генералиссимуса, потом от этой идеи отказался, но разговоров о ней (и о нем) в любом случае было много. Вольно или невольно Юрий Михайлович сделал Иосифу Виссарионовичу неплохую рекламу.

ОФИЦИАЛЬНО И НЕ ОЧЕНЬ

Ровно в час дня шествие двинулось по проспекту Красной Армии в сторону Мемориала славы. Погода стояла необыкновенно теплая и солнечная, по трансляции звучали марши, люди шли, улыбаясь. Вокруг колонны, наступая друг другу на ноги, бегали многочисленные фотографы и телеоператоры. Молодежь хором пела "День Победы". Папы сажали малолетних сыновей на плечи, сыновья размахивали флажками, бабушки вели за руку нарядных внучек и правнучек, школьники дарили ветеранам цветы — праздник ощущался!

Митинг у Мемориала славы, как и положено, был строгим и торжественным. Военные, чеканя шаг, внесли знамена, на одном из которых было написано "Смерть немецким захватчикам!" С речами выступили официальные лица, представители воинства, студенчества и духовенства. Погибших почтили минутой молчания, по ним отслужили молебен (напомним, Мемориал славы — братская могила воинов, умерших во время войны от ран в загорских госпиталях). После речей всем стоявшим вокруг разрешили приблизиться и возложить к мемориалу венки и цветы. Их было много, действительно много, каменные плиты покрылись настоящим живым ковром из гвоздик, хризантем, нарциссов и тюльпанов.

Началась неофициальная часть. Студенты фотографировались с, увы, не очень многочисленными ветеранами, ветераны радостно приветствовали друг друга, все ходили, гомонили, щелкали затворами фотоаппаратов, щурились от блеска орденов и медалей, поздравляли с праздником — какое-то время людское море находилось в беспрерывном радостном движении. Потом от него стали отделяться ручейки, люди начали расходиться по дорожкам, по мостовой проспекта, большая толпа двигалась в сторону центра города, где позже начался концерт.

ОФИЦИАЛЬНО И НЕ ОЧЕНЬ

Праздничные мероприятия на Советской площади длились до самого вечера. Выступали многочисленные артисты, многие из которых, не сговариваясь, исполняли один и тот же набор из 4-5 военных песен (жаль, ведь на самом деле этих песен так много!). На сцену поднимался танцевальный ансамбль "Калинка", хор "Сергиев Посад", муниципальный оркестр исполнил программу "Майский вальс".

На площади установили традиционные надувные аттракционы для детей, для взрослых чуть в стороне были палатки с пивом, соком и шашлыками. Люди отдыхали на травке, толпились у сцены, пели, танцевали — скучающих лиц не было.

Вечером, около десяти часов, погода преподнесла сюрприз. На площади случилось нечто вроде внезапного небольшого смерча. Ни с того ни с сего пронесся сильный порыв ветра. Он снес палатку, в тени которой сидел звукорежиссер концерта, и уронил ее на нас (мы стояли рядом). Надувные замки и прочие аттракционы встали дыбом, крытая сцена, где еще шел концерт, заскрипела и зашаталась. Ветер забивал глаза невесть откуда взявшимися пылью и песком. Люди бросились в укрытие — под козырек администрации и универмага, в арки гостиницы, к колоннам Дворца культуры — и оттуда стали тревожно смотреть на небо. Там бежали тучи, начал накрапывать дождь. Впрочем, все обошлось — минут через десять стало понятно, что никакого урагана не будет. Салют, который был запланирован на 22.00, на всякий случай начали на 10 минут раньше — но все же начали, а то многие опасались, что из-за погоды его отменят. В начале одиннадцатого Советская площадь была уже пуста.

Александр ГИРЛИН

Газета "Вперед"