ИТОГИ СОВЕТСКОЙ ПЯТИЛЕТКИ

28 июня 2010 3031

На прошедшем заседании районный Совет депутатов утвердил схему деления района на новые избирательные округа. Отныне их не 21, как было в течение последних лет, а всего 10. И только десять депутатов будут избираться населением напрямую. Еще 11 народных избранников пройдут в Совет по партийным спискам. Выборная кампания стартует уже через два месяца. Кто займет депутатские кресла, пока не ясно. Еще не определен даже круг кандидатов, на них претендующих. Ясно одно: борьба будет довольно острой. Некоторые итоги работы Совета депутатов нынешнего созыва мы сегодня подводим с заместителем председателя Михаилом СИНЕЛЬЩИКОВЫМ.

ИТОГИ СОВЕТСКОЙ ПЯТИЛЕТКИ

— Каковы, по-вашему мнению, главные итоги работы районного Совета депутатов нынешнего созыва?

— Прежде всего, хочу отметить нормотворческую деятельность нашего Совета, почти за 5 лет работы на 70 заседаниях нами было принято более 2000 правовых актов, которые устанавливают правила во многих сферах жизнедеятельности нашего района. В их числе, Устав района, Концепция социально-экономического развития Сергиево-Посадского района до 2020 года, правовые акты по передаче имущества от района поселениям, бюджеты района на 2006-2010 годы. Совет много сделал для разработки и принятия схемы территориального планирования нашего района, и сейчас документ практически готов к согласованию в правительстве области. Одними из первых в области мы использовали такую демократическую процедуру, как назначение опроса граждан (в нашем случае о судьбе Черниговского леса). Много было принято и частных важных решений. Среди них я бы, например, назвал решение о списании долгов НИЦ РКП (бывшего НИИхиммаша. — Ред.). Эти долги были невозвратными, но их бремя висело над предприятием, не давая ему возможности развиваться. Теперь оно может работать нормально, а ведь это очень важно для жителей Пересвета и Реммаша.

Принятие этих и многих других важных решений стало возможным благодаря профессиональному, ответственному, взвешенному подходу депутатов районного Совета к решению любых вопросов исключительно в интересах населения района. На депутатов районного Совета, работающего в нынешнем составе, возложена большая ответственность. Сейчас в Совете работает меньше депутатов, чем предусмотрено Уставом района. Вы помните, что из состава нормотворческого органа вышли избранный главой района Владимир Коротков и Илья Барбакадзе, ставший его заместителем, часть депутатов избрались в представительные органы власти поселений. Из нынешних 18 членов районного Совета депутатов шестеро получили депутатские мандаты в результате довыборов в октябре прошлого года. Проведенные довыборы депутатов позволили Совету работать стабильно и в полной мере исполнять свои обязанности. Несомненно, на качестве принимаемых Советом решений отражается опыт работы в условиях реформы местного самоуправления и правильная организация работы Совета председателем Владимиром Богословским.

Важной стороной работы Совета являлись отношения с администрацией района. В частности, при поддержке депутатов в администрации района в соответствии с новыми реалиями менялась ее структура и выделялись необходимые средства на ее содержание.

— Если говорить коротко, нынешний состав Совета был лоялен по отношению к администрации или все же он находился по отношению к ней в некой оппозиции?

— Депутатов нельзя считать ни лояльными, ни оппозиционными администрации. По закону Совету предоставлено исключительное полномочие по контролю за деятельностью администрации, и мы всегда объективно оценивали эффективность работы исполнительной власти. Спорные вопросы, конечно же, были и будут. Но наша задача, чтобы в результате споров и "горячих обсуждений" решения принимались в интересах населения. У Совета выстроена четкая система взаимоотношений с администрацией района, органами местного самоуправления поселений, государственными органами власти.

— Здравоохранение и образование — два основных полномочия, которые в ходе реализации закона об общих принципах реализации местного самоуправления остались в зоне ответственности районных властей. Какую характеристику современному состоянию этих отраслей вы могли бы дать, обозначая их достижения и проблемы?

— Право на здравоохранение и образование гарантирован Конституцией страны и обеспечивается государством. Это отрасли социальные, и проблем в них много, и в первую очередь это, конечно же, финансирование. В нашем районе много делается для удержания их на достойном уровне. В частности, Совет депутатов утвердил бюджет района на 2010 год по расходам на образование на 44 миллиона больше, а на здравоохранение на 120 миллионов больше, чем нам планировало министерство финансов области. Откуда взять деньги? Глава района Владимир Коротков дал команду администрации внимательнее поработать с доходной частью бюджета, и мы поддерживаем эту инициативу.

В составе Совета работают профильные комиссии по этим отраслям. Я являюсь членом комиссии по здравоохранению. Комиссия существует достаточно давно, но с момента, как ее возглавил депутат Владимир Бабира, наша работа стала ближе к специалистам, которые оказывают медицинские услуги населению. В частности, мы посетили основные учреждения здравоохранения в нашем районе. Провели там выездные заседания комиссии. Очень полезным оказалось и общение с коллективами, и осмотр материально-технической базы Краснозаводской, Хотьковской, Шеметовской, Богородской больниц и поликлиник, Районной больницы и "Станции скорой помощи". Ведь когда видишь проблему, проще искать пути ее решения.

По результатам своей работы депутатская комиссия по здравоохранению приняла решение обратиться к главе района с просьбой о разработке и реализации программы муниципальных гарантий медицинского обслуживания населения. Такая программа существует на федеральном и областном уровне.

Немаловажный вопрос, стоящий перед комиссией по здравоохранению, — приближение медицинской помощи к населению. В этом направлении нашему составу Совета тоже кое-что удалось сделать. До нас ежегодно выделялись около 5 миллионов рублей на Краснозаводскую больницу, закрытую на ремонт. Эти деньги предполагали только оплату коммунальных услуг и охрану, то есть уходили не на ремонт, а на текущие расходы. Тогда депутаты предложили администрации посчитать, сколько денег надо, чтобы закончить ремонт и ввести в эксплуатацию первую очередь больницы. Оказалось — 10 миллионов. Мы утвердили эту сумму в бюджете, администрация изыскала эти средства, и больница в 2008 году приняла первых пациентов. Неизвестно, сколько времени без вмешательства Совета могло бы сохраняться прежнее положение. Эта работа продолжается, вот и в бюджете 2010 года запланировано 3,5 млн рублей на окончание ремонта второй очереди Краснозаводской больницы.

Очень остро стоит проблема со зданием Хотьковской больницы. Побывав там, комиссия убедилась, что здание очень древнее и вкладывать средства в его капитальный ремонт не имеет смысла. В Хотькове нужно строить новый больничный комплекс. Не скрою, мы надеемся не только на свои силы, но и на помощь областного правительства. Многие годы район был ущемлен в финансировании строительства объектов социальной инфраструктуры. В то время, как у соседей возводились современные спортивные комплексы, школы, детские сады и больницы, у нас из областного бюджета не финансировалось ничего. Мы понимаем, что на дворе непростая экономическая ситуация, но при этом деньги мы просим не на коммерческий проект, а на необходимое учреждение здравоохранения.

— Про медицину мы поговорили достаточно подробно. А какие проблемы вы видите в районной системе образования?

— В первую очередь это нехватка мест в детских дошкольных учреждениях. В Сергиевом Посаде эта проблема стоит очень остро. Детей стало больше, а детские сады, "лишние" в начале 90-х, были переданы другим собственникам, и вернуть их не представляется возможным. Администрация района принимает все меры для увеличения количества мест в действующих детских садах, где это возможно.

Но только такими мерами проблему не решить. Город растет, а социальная инфраструктура остается прежней, причем износ зданий учреждений образования и здравоохранения с каждым годом увеличивается и достигает, в некоторых случаях, 70-80%! Сейчас активно обсуждается проект Генерального плана Сергиева Посада, очень эмоционально отстаиваются историческая часть города, дороги, малоэтажное и многоэтажное строительство, и это правильно, но не надо забывать про места для строительства новых школ, детских садов, больниц и поликлиник. Считаю, что разработчики генпланов во всех поселениях района должны работать в тесном взаимодействии с районными властями в этих вопросах.

Еще один важный вопрос, это оформление земельных участков, занимаемых учреждениями здравоохранения и образования, — без этого невозможно ни лицензирование, ни участие в государственных программах по капитальному ремонту. В бюджете района на текущий год Совет впервые утвердил на эти цели 10 миллионов рублей.

По наследству нам досталась и такая проблема, как отсутствие у района детских летних лагерей отдыха. Исторически они были ведомственными, и сейчас многие предприятия просто не в состоянии их содержать, но находятся детские лагеря на территории района, и для начала необходимо провести ревизию их состояния.

— Уже пошла вторая пятилетка реализации реформы местного самоуправления. Как вы полагаете, 131-й закон оправдывает себя?

— Район, напомню, стал экспериментальной площадкой для ранней реализации этого закона. В силу своей работы мне приходилось встречаться и с разработчиками этого документа. Я задавал им похожий вопрос. И знаете, что они отвечали: закон предполагался несколько другим. В процессе его доработки и утверждения было внесено большое количество поправок, и в результате мы имеем то, что имеем, а не то, чего ждали.

— Какие недостатки закона проявились именно в нашем районе?

— Например, в системе ЖКХ. По закону система жилищно-коммунального хозяйства в части инженерии должна быть районной, если сети располагаются на территории не одного поселения, а сразу нескольких. А как, скажите, поделить трубу или электросети? И пока непонятно, с кого спрашивать, как руководить.

Но нельзя винить только закон. Его название звучит "Об общих принципах организации местного самоуправления", то есть в нем не должны указываться конкретные нормы, а только общие принципы. Этим самым предполагается, что конкретные нормы закона будут предлагаться другими федеральными законами, законами регионов и правовыми актами муниципальных образований.

Вообще самоуправление — очень важная идея, на которую мы почему-то обращаем мало внимания. А потом сетуем, что в кране нет воды, а на улицах не убирают. Граждане должны осознанно выбирать управляющую компанию, городскую и районную власть. А потом требовать отчета. Самоуправление — великая сила, и надо этим пользоваться. Каждому надо не только сформировать гражданскую позицию, но и проявлять ее по отношению к своему селу, городу, району.

— Будете баллотироваться в депутаты на новый срок?

— Безусловно. Я считаю, что надо закончить те начинания, что проработаны нынешним составом Совета депутатов.

— Значит, отпуска не будет?

— Пока не будет. Впереди много работы.

Беседовала Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед"