Дмитрий Демин: «Минусов от вхождения в городской округ для Сергиева Посада нет!»

30 марта 2017 5865

Одной из самых горячих политических тем последних недель в Сергиево-Посадском районе остается инициатива главы района Михаила Токарева об объединении поселений в единый городской округ. Сторонники и противники этой реформы ломают копья в жарких дискуссиях, доказывая насколько предложенные преобразования смогут поднять эффективность управления и как скажутся на развитии территорий и благополучии граждан. Мы попросили рассказать о предлагаемой реформе председателя городского Совета депутатов Дмитрия ДЕМИНА, который не понаслышке знает все тонкости этого вопроса.

- Дмитрий Сергеевич, вы поддерживаете инициативу Михаила Токарева или, как некоторые ваши коллеги депутаты, считаете ее преждевременной?

- Я совершенно убежденно поддерживаю идею создания городского округа, тем более для нашего города — это сейчас как никогда важно и нужно. Нам необходимо заниматься развитием территории и нужно создавать самые оптимальные условия для этой работы, а времени на раскачку у нас нет.

- Вы согласны с заявлением некоторых депутатов, что эта реформа была фактически навязана нам из области?

- Так могут рассуждать только те, кто совсем не помнит всего того, что происходило в Сергиевом Посаде за последние 10 лет. Заявления о том, что 131 Федеральный Закон, в том варианте в котором он сегодня действует, ошибочен, многократно звучали именно с мест, в том числе и из нашего города. Потребовалось некоторое время, чтобы мы оказались услышаны и поддержаны на региональном и федеральном уровне.

- О какой ошибке вы говорите?

- Их несколько. Во-первых, закон провоцирует противостояние между районной и городской администрациями. Посудите сами, даже на чисто психологическом уровне, когда на одной территории управлением занимаются две серьезные состоявшиеся личности со здоровыми политическими и карьерными амбициями, обстоятельства вынуждают их начать конкуренцию. А дело-то общее! Наши избиратели – это одни и те же люди, которым мы должны обеспечить наиболее комфортное проживание на одной и той же территории.

Во-вторых, возникает совершенно нелогичное разделение полномочий. Рассмотрим, как это происходит на примере наших самых юных жителей города. В светлое время суток они находятся в школе или в детских садах. За этот временной отрезок их жизни отвечают районные власти. Вечером, в каникулы, в выходные или праздники дети находятся дома, гуляют на дворовых площадках, занимаются в кружках и секциях. Это время их жизни уже относится к полномочиям города. Почему вопрос воспитания и обучения детей оказался разделен? Это нелогично и неправильно! Нужно сбалансировать это направление, чтобы ответственность за развитие нашего подрастающего поколения оказалась в одних руках. Тогда можно будет наконец-то найти единый системный подход к распределению средств между школой и двором, местами внешкольного досуга и дополнительного образования и воспитания. 

- Что на практике может дать такой подход?

- Он позволит, к примеру, иначе посмотреть на ситуацию с детскими садами и помочь нашему старшему поколению. Сейчас если не хватает мест в детских садах, то мамы вынуждены выводить детей на придомовую территорию. Муниципалитет, соответственно, выделяет больше средств на установку и обслуживание детских площадок. А может правильнее было предоставить малышам дополнительные места в детских садах, а часть средств выделить для оборудования во дворах мест для досуга пенсионеров? Ведь для пожилых людей территория вокруг их дома остается по сути единственным местом, где они могут проводить время и общаться друг с другом.

Уже упомянутые детские площадки – еще один пример несовершенства действующих норм. Муниципалитет устанавливает разные конструкции, благоустраивает территорию, вкладывает в это направление немалые деньги, а дальше по факту получается, что ни за организацию детского досуга на них, ни за их содержание он не отвечает. Но ведь если вы хотите, чтобы что-то служило долго за этим нужно следить. Нужны люди, которые бы проводили во дворах досуговые программы для малышей, следили, чтобы детские площадки вовремя обслуживались и ремонтировались, чтобы они не становились жертвой вандалов или местом для посиделок асоциальных компаний. Нам абсолютно по силам наладить такую работу в том случае, если все эти функции будут сосредоточены в одних руках. 

Еще один пример касается функционирования и развития детских секций и студий. Часто они располагаются в помещениях, которые содержит администрация города, а штат педагогов и тренеров при этом работает в районе. Где тут логика? Давайте объединим все это и оптимизируем расходы, чтобы сократить или вообще ликвидировать плату за детские кружки и секции. 

Тоже самое можно сказать про дороги. Мы часто видели прошедшей зимой как после снегопадов городские и федеральные трассы очищались, а внутриквартальные дороги и территории вокруг домов оказывались неубранными. На мой взгляд, если бы за это направление отвечал один и тот же человек, то проблему решить было бы куда проще.

- В поселениях признают, что для Сергиева Посада объединение выгодно, а вас, как представителя нашего города, в этой связи даже называют одним из лоббистов проведения данной реформы. При этом некоторые ваши коллеги из ряда поселенческих Советов говорят, что для их жителей создание консолидированного бюджета может обернуться потерями. Мол сейчас соотношение средств бюджета на душу населения у них выше. Как бы вы могли прокомментировать эти заявления?

- Полагаю, что наши оппоненты немного лукавят, говоря о каких-то потерях для жителей своих поселений. Напомню им только о таком понятии как целевые программы. Это глобальные инвестиционные вложения вышестоящих бюджетов – федерального и регионального, которые строятся на принципе софинансирования и на нормативном расчете, одним из показателей которого является численность населения. Иногда количества жителей небольшого сельского поселения просто не хватит, чтобы войти в крупную целевую программу. В городе этот бюджет больше и численность жителей выше. Мы можем в такие программы войти, но тогда остальные поселения почувствуют себя обделенными. Если же говорить про консолидированный бюджет городского округа, то его хватит, чтобы войти практически в любую программу и одновременно охватить население всего округа. В качестве примера можно привести программу расселения аварийного жилья. При объединении бюджета мы реально сможем как продолжить работу по расселению в городе, так и не забыть про жителей поселений. 

Давайте также помнить и о субъективном факторе в решении таких вопросов. Для того чтобы согласовать участие в целевой программе и получить средства на ее реализацию нужно находить контакт с областными чиновниками, нужно доказывать им что это действительно необходимо нам сегодня, что все работы будут реализованы эффективно и исполнение в той части программы, в которой она будет профинансирована, мы обеспечим. Главе округа несомненно будет легче это сделать. Его примут не только профильные министры региона, но и губернатор. Конечно, главе небольшого сельского поселения пробиться в высокие областные кабинеты будет куда сложнее. 

Еще хотел бы попросить не забывать и о справедливости. Местный бюджет, как известно, формируется за счет налога на землю, за счет налога на имущество и частично за счет НДФЛ – подоходного налога. Понятно, что основные земельные фонды находятся вне территории города - в сельских местностях. Большинство трудоспособного населения у нас работают или в сфере обслуживания, где крайне невысокие зарплаты и, соответственно, небольшая налоговая база, или ездят на работу в Москву, оставляя налоговые отчисления там. Раньше в городе работали такие градообразующие предприятия как ЗОМЗ и ЗЭМЗ и проблема не стояла так остро. Но сейчас они объективно находятся уже не в том состоянии, чтобы исполнять эту роль. Кроме того, существует общая тенденция сокращения городского пространства для крупных промышленных предприятий, в результате чего их повсеместно выводят за пределы городов. Как результат, в городе элементарно не хватает налоговой базы, чтобы мы могли все достойно содержать. При этом в городском поселении Сергиев Посад сегодня проживает около 110 тысяч человек, почти половина населения района. Как районный центр мы содержим многие де-факто общерайонные объекты инфраструктуры, культуры, спорта и других направлений.

- Вы подняли тему предприятий, как скажется формирование городского округа на процессе создания новых производств и рабочих мест?

- Нужно понимать позицию инвестора, который, к примеру, решил открыть какое-то производство на территории города Сергиев Посад. Что запустить проект, ему требуется получить необходимые согласования. Сначала он идет в городскую администрацию, потом бежит в район. Это все дополнительные препоны, время, справки. Городской округ позволит сократить административные барьеры и согласовательные ступени в разы. 

- В какую экономию реально выльется оптимизация чиновничьего аппарата и как потом быть жителям тех поселений, где будет ликвидированы администрации?

- На местах начнут работать территориальные структуры администрации округа и жителям для решения многих проблем не придется никуда ездить. К тому же во всех поселениях открываются кустовые представительства МФЦ - службы одного окна. Для получения той или иной услуги людям уже не надо будет бегать по чиновникам, искать их. Нужно только прийти в определенное место, получить квалифицированную консультацию у специалиста и сдать положенные документы.

Что касается экономической эффективности оптимизации аппарата, то не надо забывать, что для городского округа предполагается одна администрация и один Совет депутатов, а сейчас у нас 13 администраций и 13 Советов депутатов. Известно, что в городском округе Мытищи расходы на аппарат после создания округа сократились с 900 млн до 450 млн. У нас также предполагается сокращение расходов примерно в два раза, с 454 млн рублей до 250 млн рублей. Экономия существенная, особенно если посчитать, сколько может накопиться за несколько лет!

Всего же в результате реформы количество чиновников должно сократиться с 488 до 263 человек. Очень важно, чтобы в новую администрацию из района и поселений перешли лучшие и самые профессиональные кадры. Тогда при грамотной организации работы они смогут успешно выполнять свои задачи.

- Нередко из уст ваших в основном либеральных оппонентов можно услышать, что реформой городских округов убивается местное самоуправление. Вы согласны с этим утверждением?

- А кто сказал, что городской округ – это не местное самоуправление? В Совете депутатов округа будут представлены депутаты, выбранные прямым всенародным голосованием. Они будут работать для избирателей, будут проводить приемы, отстаивать их интересы в Совете, исполнять наказы. Новый Совет городского округа будет формироваться на более демократических основах – пропорционально от количества избирателей, а не по территориальному принципу. Если в городе жителей живет столько же, сколько во всем остальном районе, то, извините, сколько должно быть депутатов от города и сколько от поселений?

При этом надо понимать, что та и ли иная форма организации местного самоуправления – это не более чем инструмент, который мы применяем для более эффективного управления и в конкретной ситуации. Все аргументы наших либеральных оппонентов сводятся к Европейской хартии, которую Россия почему-то приняла в самом большом объеме, даже большем, чем некоторые страны Европы. Но почему мы должны опираться на какие-то либеральные взгляды на формы местного самоуправление там, где нужно опираться на городское хозяйство? Давайте лучше подумаем над созданием и стабильной работой организаций и предприятий, обеспечивающих бесперебойную работу коммунальных служб. Такие предприятия должны оснащаться дорогостоящей специализированной техникой, но такая спецтехника не работает каждый день. Ее могут задействовать в сезон или она может быть востребована раз в неделю. Для небольших компаний, работающих сегодня в поселениях, такие закупки будут нерентабельными. Поэтому мы создаем в районе МБУ «Дорожник» и МБУ «Благоустройство», насыщаем их специализированной, тяжелой техникой и предоставляем им возможность оказания услуг нашим же муниципальным предприятиям, обеспечивающим бесперебойную работу системы канализации, водопровода и т.д. Это в свою очередь, помогает им дополнительно экономить средства, которые раньше они вынуждены были тратить на услуги не всегда добросовестных частных подрядчиков. 

Очевидно, что разумнее сосредоточить управление коммунальными службами в руках единого городского округа, но наше сегодняшнее местечковое разделение не позволяет этого сделать. Пришла пора определяться с масштабами интересов, с приоритетами нашей работы. Уверен, что это в интересах жителей и города, и поселений!

 

Беседовал Алексей Шамрицкий.