ЗАЩИЩАЮ ОДНОСЕЛЬЧАН

10 ноября 2006 2575

ЗАЩИЩАЮ ОДНОСЕЛЬЧАН Со старшим участковым инспектором Павлом Листочкиным я беседовал вечером 4 ноября в отделе милиции в Краснозаводске — весь народ гуляет, отмечает праздник, а тут, как говорится, служба дни и ночи. Накануне весь личный состав задействовали по тревоге, проверяли всю ночь машины в поисках киллера, стрелявшего в замначальника налоговой. Потом три часа отдыха и опять на дежурство — до следующего утра.

Жалобы из космоса

Стоять на дороге в бронежилете и каске “Сфера” — удовольствие небольшое. Знакомые водители не сразу узнавали, улыбается майор. А главное, очень уж тяжел этот шлем. Хотя иначе нельзя, он и должен быть тяжелым, чтобы при необходимости погасить энергию удара пули — а то голову может просто оторвать.

Впрочем, у участковых сегодня куда больше не слишком приятных рутинных обязанностей. В первую очередь, канцелярщина. В день надо писать по семь-восемь рапортов, а также давать письменные ответы на запросы и жалобы. Причем ни в коем случае недопустимо пропустить установленный законом срок. Зато благодарность людей, которым в итоге удалось помочь, нередко греет душу.

— Совсем недавно пришлось заниматься случаем, связанным с кладбищем, — рассказывает Павел Александрович. — Пришел некий гражданин помянуть почившую одиннадцать лет назад тещу, и показалось ему, что грунт за оградой сильно просел. А неподалеку лежит свежая земля. Он заподозрил, что к его родственнице “подселили” кого-то еще! Пришлось работать по его заявлению, нашли рабочих, раскопали могилу. Ничего такого не нашли, никаких незаконных захоронений. Гражданин ушел успокоенный, жена его потом звонила, благодарила.

Обращаются к участковым многие. Нередко — по делу, но случается и так, что на прием приходят граждане не вполне здоровые.

— Одного у меня прямо с приема увезли санитары, — говорит майор Листочкин. — Он рассказывал, что соседи к нему в квартиру через стены проникают и вредят, а подстрекают их на такое черное дело из космоса внеземные силы... Только вот какое нынче число и какой год, борец с инопланетянами не помнил.

Участкового, что называется, ноги кормят. Приходится постоянно ездить по участку, особенно если он такой большой, как у Павла Листочкина, — дюжина населенных пунктов. Хорошо еще сейчас у майора решена проблема транспорта — в его распоряжении новый «уазик» , это очень выручает. Но, скажем, в деревню Самойлово если вызовут в распутицу, то туда и на «УАЗе» не доедешь, приходится два километра идти на своих двоих. Хорошо, деревня небольшая, тревожат оттуда нечасто.

Беспокойное хозяйство

На своем участке милиционер работает уже десять лет, при том что в милиции с 1994 года. Да и родился Павел Александрович и вырос в Сваткове, которое также числится среди населенных пунктов, за которые он отвечает. Беспокойный “контингент” на участке он знает, естественно, очень хорошо. Очень много хлопот доставляют алкоголики.

— Недавно выезжали по вызову в Березняки. И смех и грех! Лежат на кровати супруги и охают. А вид у них такой, как будто их минимум Майк Тайсон обработал кулаками. А выяснилось, что отходили они друг друга сами в пьяной драке. Жена, впрочем, еще в милицию позвонила. Но мужу сильно досталось. За что? А кто их, пьющих, разберет? Мы с этим контингентом проводим профилактические беседы, ставим на учет. Если дебоширят — оформляем дела для мировых судей. Хотя успеваем не всегда. Вот с одной такой женщиной я в октябре еще беседовал, объяснял, чем она закончит. Вроде поняла... а через несколько дней ее собутыльник зарезал, подросток.

Наркопритонов в полном смысле слова в деревнях нет, но Листочкин понимает, что эта беда еще впереди. Квартиры, где собираются алкаши и лица, употребляющие наркотики, у краснозаводских милиционеров на особом контроле. “Есть такие, куда без противогаза входить-то страшно, вонища!»— рассказывают они.

Сложения майор, надо сказать, обыкновенного, но связываться с ним уличной шпане следует поостеречься. С детства он занимался дзюдо в секции на стадионе “Луч”.

— Мой бывший тренер Марат Шайдуллин тут недалеко живет, — говорит Павел Листочкин. — Недавно я подменял заболевшего коллегу, на территории которого стоит дом моего наставника. Так я воспользовался случаем, заехал к нему поговорить.

Самосуд не прошел

Чем только не приходится заниматься участковому. Даже выступать землемером. Поспорят дачники, кто на чей участок залез на несколько метров или даже сантиметров, а ты ходи, промеряй.

Бывают ли в работе необычные случаи? Смотря что считать обычным.

Поступил как-то сигнал о похищении подростка. Выяснилось, что некий автовладелец в Скоропусковском заподозрил, что магнитолу у него из машины “увел” местный парнишка, который, и правда, промышлял какими-то не слишком законными делами. В милицию решил не заявлять, а обойтись своими силами. Пришел к предполагаемому вору домой, схватил ребенка... да не того, как оказалось, а его брата. Когда “мститель” выяснил, что малость промахнулся, то решил заставить взятого подростка найти родственника. Неизвестно, чем бы все это кончилось, но участковый и его коллеги бросились искать сторонника “суда Линча”, обнаружили сперва его автомобиль, а потом и его самого...

Как жители относятся к Павлу Листочкину, я убедился, хоть и мельком, в тот же вечер, когда он поехал контролировать дискотеки в Краснозаводске. У школьников каникулы — обязательно надо присмотреть, как бы кто не начал хулиганить. На вахте в “Красной гвоздике” бабушки разулыбались: “Спасибо, что приехали! Вы к нам сегодня еще зайдете? Будем ждать!”

Начавший службу со старшего сержанта, с водителя и сотрудника патрульно-постовой службы, Павел Александрович за десять лет поднялся до майора. Старший участковый — это значит, что в подчинении у него несколько человек. Способности Листочкина неоднократно отмечались почетными грамотами, трижды его признавали лучшим по профессии. Ценит его и руководство УВД. Кстати, майор подчеркивал, что начальник УВД взял за правило каждую среду лично выслушивать доклады участковых инспекторов. Нередко это помогает быстрее решать возникающие проблемы.

— А вы хотели бы, чтобы сын, который у вас подрастает, тоже стал милиционером? — спрашиваю я.

— Ну, не знаю... Есть у нас в отделе настоящие милицейские династии, но хотелось бы, чтобы мой ребенок нашел себе работу поспокойнее, когда больше времени можно уделить семье. Я-то детей обычно вижу по утрам да поздно вечером, — отвечает майор. Но сам он профессию менять не собирается.

Записал Алексей ВАСИЛИВЕЦКИЙ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"