НЕ ДАЮТ ЛЕКАРСТВО? ЖАЛУЙТЕСЬ

27 июля 2005 2439

Несмотря на то, что жалоб от льготников на плохое лекарственное обеспечение значительно поубавилось, этот вопрос не сходит с повестки дня заседаний администрации и сотрудников департамента здравоохранения.

Напомним, что с вступлением в силу закона, предусматривающего полную монетизацию ранее существовавших льгот, схема лекарственного обеспечения по бесплатным рецептам изменилась. Раньше лекарства всем льготникам финансировались из местного бюджета. С нового года федеральных льготников стало финансировать государство, подмосковных - правительство области. Для льготников поставляют препараты лишь две компании - "Протек" и "Мособлфармацея". Но из ста препаратов, указанных в заявке, чаще всего в розничную аптечную сеть привозят только половину. А по закону о льготном обеспечении лекарственными средствами только поставки аккредитованных для работы с бюджетом фармакологических организаций могут быть выданы по бесплатному рецепту. Все остальные лекарства - в коммерческой продаже. В результате складывается парадоксальная ситуация: на прилавке аптеки в свободной продаже лежит препарат, но по льготному рецепту его нет. Правительство старалось решать эту проблему. И к июлю, по сведениям департамента здравоохранения, дефицит недопоставляемых лекарств сократился с 50 до 30 процентов, но и это много.

Еще одна проблема, которую удалось решить - расширение перечня лекарственных средств, выписываемых по бесплатным рецептам. Кроме того, в этот перечень были добавлены и средства ухода за больными. Однако если человеку жизненно необходимы лекарства сверх списка, врач обязан выписать и их. "У врача нет никаких причин для отказа больному в выписке рецепта на лекарства из утвержденного перечня и сверх перечня. Если другого выхода нет - можно оформить рецепт через врачебные комиссии", - говорят специалисты департамента здравоохранения. Примерно месяц назад департамент обратился в областной минздрав с просьбой разрешить аптекам обслуживать рецепты с исправлениями, когда речь идет о другой дозировке препарата. Это поможет льготникам избежать дополнительных хождений по врачам с просьбой переписать рецепт. И есть надежда, что вопрос решится положительно.

Но при всех видимых успехах в льготном лекарственном обеспечении сохраняется и ряд недостатков. Во-первых, несколько аптек отказались выдавать лекарства по льготным рецептам, мотивируя свое решение сбоями в финансировании. Департамент здравоохранения пытается организовать выдачу лекарств льготникам через аптечные пункты в поликлиниках. Во-вторых, многие рецепты остаются не обслуженными в течение месяца, что недопустимо. По заверениям специалистов, если аптека не смогла удовлетворить рецепты сразу, то она обязана зарегистрировать их, заказать препараты поставщику и предложить их пациенту в отведенный срок.

Чаще всего льготники стесняются пользоваться своим правом и что-то требовать. Но если вам не выписали необходимое лекарство или сотрудники аптеки отказались его выдать, можно не ругаться с администрацией учреждения, а обращаться в территориальное отделение Фонда обязательного медицинского страхования по адресу проспект Красной Армии, 131, тел. 541-31-26. Застрахованный пациент также имеет полное право предъявить иск к аптеке в случае, если отказано в регистрации рецепта на обслуживание и предложено приобретение данного лекарства за деньги. Причем иск может быть предъявлен не только к фармацевтической организации, но и к страхователю, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба.

Газета "Вперед" №79 (23.07.2005)