Очередь за собственностью

02 августа 2005 5831

Российское правительство, не без участия депутатов Госдумы, через вступивший в силу 1 марта этого года Жилищный кодекс объявило, что приватизация некогда полученных от государства квартир заканчивается. И все, кто опоздает, не сможет впредь воспользоваться правом бесплатной приватизации, потому что с этого года квартиры выдаются гражданам только по договору социального найма и считаются имуществом государственным, выкупить которое можно только за полную рыночную стоимость.

Вслед за официальной публикацией Жилищного кодекса появились публикации в центральных СМИ, что одновременно с оформлением права собственности на имеющуюся квартиру надо успеть оформить аналогичные документы на гаражи, дачи и домики в деревне. Иначе, по некоторым сведениям, со временем они могут быть признаны бесхозными, ведь в государственном реестре недвижимого имущества их хозяева значиться не будут.

Немудрено, что после таких прогнозов многие владельцы недвижимости двинулись оформлять документ о праве собственности. Очереди в регистрационную палату огромные, запись на прием документов осуществляется за несколько недель. Однако основной наплыв желающих приватизировать имеющееся имущество специалисты только ожидают. Ведь, по статистическим данным, с 1991 года, то есть с момента начала бесплатной приватизации, государство передало в собственность граждан только 60-70 процентов квартир. Стало быть, за 14 лет документы были оформлены чуть больше чем на половину объектов недвижимости, которые государство готово передать людям бесплатно. Документы на приватизацию оставшихся квартир государственные органы должны оформить до 1 января 2007-го.

По просьбе наших читателей сегодня мы публикуем перечень документов и схему приватизации на некоторые объекты недвижимости. Возможно, наша информация поможет избежать дополнительного скопления народа у дверей учреждений.

Итак, сразу стоит обратить внимание, что в час Х, то есть 1 января 2007 года, заканчивается именно ПРИВАТИЗАЦИЯ объектов недвижимости. И большинство наших сограждан лишаются права оформить в свою собственность муниципальную квартиру. Конечно, даже если у вас на руках не будет документа на право собственности, с занимаемой жилплощади вас никто не выселит, вы просто не будете ее собственником. Одновременно стоит напомнить, что правом бесплатной приватизации можно воспользоваться лишь однажды.

И тем, кто когда-то приватизировал, а потом, под влиянием слухов, расприватизировал квартиру, второй раз оформить ее в свою собственность бесплатно не удастся. Ведь право бесплатной приватизации было уже реализовано. Вместе с тем, оформлять право собственности и получать свидетельство, то есть бежать в регистрационную палату, не надо тем, кто приватизировал жилье до 31 января 1998 года. Тогда регистрацией имущества занималось БТИ и ставило соответствующий штамп на договоре приватизации. Многие, забыв, что уже сделали это, повторно проходят процедуру приватизации, собирают документы и платят деньги.

Куда нужно обращаться для приватизации квартиры? Проживающие в городах - Сергиевом Посаде, Хотькове, Краснозаводске и Пересвете - должны прийти в отделы приватизации жилплощади в администрациях. Для приватизации квартир в сельских населенных пунктах надо обращаться в администрации на местах.

Для приватизации жилой площади необходимы следующие документы:

1. Технический паспорт на квартиру и две его ксерокопии, заверенные в БТИ. Одна нужна для отдела приватизации администрации, другая - для регистрационной палаты. Техпаспорт оформляют в районном БТИ по адресу: Сергиев Посад, ул. Шлякова, д. 25. Паспорт готовится в течение нескольких недель, если, конечно, вы не готовы доплатить за срочное оформление этого документа.

Если надо приватизировать только комнату в коммунальной квартире, то техпаспорт все равно понадобится. Однако в нем должен быть расчет долей по квартире с указанием инвентаризационной стоимости имеющейся доли.

Технический паспорт, составляемый в БТИ, действителен для приватизации только год, хотя на самом паспорте указано 5 лет. Более короткий срок был оговорен в соглашении между областной регистрационной палатой и областным бюро инвентаризации.

2. Две выписки из домовой книги о количестве проживающих в квартире. Этот документ дают в домоуправлении. Но сразу брать две справки нет смысла: она действительна всего 1 месяц. Первую справку надо брать для отдела приватизации перед подачей документов, вторую для регистрационной палаты - много позже, после подготовки договора на приватизацию.

3. Копия финансового лицевого счета. Ситуация с этой бумагой аналогична. Их потребуется две, но не сразу, так как копия счета тоже действительна только в течение месяца.

4. Копия ордера в 2 экземплярах.

5. Две справки о неиспользованном праве на приватизацию с прежнего места жительства. Для первичной сдачи документов такая справка нужна только тем, кто переехал в Сергиево-Посадский район после 1991 года. Если человек переезжал в пределах района, то факт неиспользования права бесплатной приватизации проверят по картотеке администрации. И уже эта справка для регистрационной палаты должна быть выдана вместе с договором приватизации.

6. Разрешение на приватизацию жилой площади, если жилой фонд находится не в муниципальной собственности, а в собственности предприятий, учреждений, организаций, подписанное руководителем предприятия, учреждения. По сведениям районного отдела приватизации, такой жилой фонд есть, к примеру, в поселках Новый и Загорские Дали. Стоит сразу отметить, что служебные помещения, комнаты в общежитиях, квартиры в закрытых военных городках (скажем, на Вакцине или в Жуклино), аварийные жилые помещения, признанные таковыми постановлением главы района, и квартиры в домах под снос приватизации не подлежат.

7. Если несовершеннолетние дети прописаны в приватизируемой квартире с одним из родителей, при подаче документов надо будет представить согласие второго родителя или копию свидетельства о расторжении брака. Если несовершеннолетние дети прописаны по другому адресу - предоставить справку из департамента по образованию и защите прав детей (проспект Красной Армии, д. 136, 2-й этаж, кабинет № 6, приемный день - среда).

8. Особо стоит подчеркнуть, что при подаче документов для приватизации квартиры все совершеннолетние члены семьи и дети с 14 лет с паспортами должны присутствовать обязательно. А на детей до 14 лет необходимо иметь свидетельство о рождении.

Если по каким-либо причинам совершеннолетние члены семьи лично не могут присутствовать при подаче заявления, необходимы доверенность на подачу документов от их имени или отказ от участия в приватизации, заверенные нотариально, и нотариальные копии. Аналогичный отказ, но уже заверенный отделом приватизации, который будет готовить договор, понадобится и для регистрационной палаты. По словам начальника отдела приватизации Натальи Петровой, нередко от участия в приватизации в пользу ответственного квартиросъемщика готовы отказаться все члены семьи. "Мы работаем с этими людьми, - говорит Наталья Петрова, - объясняем последствия отказа. К примеру, если до приватизации все члены семьи имели одинаковые права на квартиру, то после оформления документов все права у ее собственника. А нередко случается так, что поссорившиеся с родителями дети выделяют свою собственность, скажем, одну комнату, и пытаются ее продать совершенно посторонним людям.

9. Оригиналы и ксерокопии документов, удостоверяющих личность.

В сергиевопосадском отделе приватизации, расположенном в здании администрации района, документы от граждан принимают по понедельникам, вторникам с 10 до 17; по пятницам с 10 до 16-30; обед с 13 до 14 часов. После подачи документов и заявления с просьбой подготовить договор начинается процесс приватизации. Для приватизации квартиры, скажем, на четырех членов семьи, договор составляется на каждого и за оформление документов придется оплатить порядка 200 рублей.

Все сданные документы проходят правовую экспертизу в течение двух месяцев. На расписке, которую выдают при приеме бумаг, указано число, когда явиться за договором. Его выдают со всеми сопутствующими справками, которые необходимо будет предоставить в регистрационную палату. С этими документами опять нужно будет идти в БТИ и брать извлечение из технического паспорта.

Уже после этого надо будет идти в регистрационную палату, записываться на прием и сдавать документы. Помимо перечисленных бумаг и тех, что выдадут в отделе приватизации, надо будет предоставить опять удостоверение личности каждого собственника и оплатить регистрацию права. С каждого владельца, согласно закону, берется по 500 рублей. И примерно через месяц вы получите документы, подтверждающие право обладания квартирой.

Сотрудники отдела приватизации не раз сталкивались с попыткой людей, проживающих в кооперативных квартирах, приватизировать ее. Так вот - делать этого не надо. Члены кооперативов уже являются собственниками жилья на основании документов о выплаченном пае. Другое дело, что эту собственность надо зарегистрировать. Но для этого следует сразу обращаться в регистрационную палату и предоставить: две справки от председателя ЖСК о выплаченном пае, техпаспорт на квартиру и извлечение из него, выписку из домовой книги о прописанных в квартире. Есть один нюанс - если собственником муниципальной приватизируемой квартиры может стать не только ответственный квартиросъемщик, а любой член семьи, то с кооперативными квартирами все по-другому. Собственность будет зарегистрирована только на того человека, который вступил в кооператив и выплатил пай. То есть бабушка не сможет сразу зарегистрировать свою квартиру, к примеру, на внука, даже если он у нее прописан. Сначала ей придется зарегистрировать ее на себя, а потом сделать, скажем, дарственную.

Похожая схема регистрации права собственности на садовые домики и гаражи. Во всех случаях надо иметь технический паспорт строения и извлечение из него, две справки от председателя некоммерческого садоводческого товарищества (или гаражного кооператива) о том, с какого года человек является его членом и что ему принадлежит, предоставить реквизиты товарищества как юридического лица.

Совершенно очевидно, что за сбором документов и в очередях на оформление бумаг потенциальный собственник проведет не один день. Но сделать это необходимо. Хотя бы для потомков.

Наталья АНДРЕЕВА

Газета "Вперед" №80 (30.07.2005)