ЧП МЕСТНОГО МАСШТАБА

11 февраля 2008 2401

ЧП МЕСТНОГО МАСШТАБАВ среду на заседании Совета депутатов Сергиева Посада звание “Почетный гражданин города” было присвоено Владимиру Ефимовичу Кондратову.

В середине 60-х он был несколько лет первым секретарем Загорского комитета партии. Потом на опытном заводе филиала института подшипниковой промышленности произошла неприятная история, было заведено уголовное дело, несколько человек осуждены, а В. Е. Кондратов покинул партийный пост. После чего он исчез из района и больше здесь ни в каких должностях замечен не был.

И вот теперь о нем вдруг напомнили. И так основательно, что даже несмотря, как выясняется, на достаточно горячие споры и в комиссии, где обычно определяются кандидатуры будущих почетных граждан, и на заседании горсовета, ему (читай выше) звание-таки присвоили. Большинством депутатских голосов, в том числе и голосом М. Григорьева. Против голосовали В. Варенова и В. Захаров. С. Крыжов не голосовал вообще, считая, и вполне резонно, что сам документ, по которому звание присваивается, недостаточно хорош с юридической точки зрения и его необходимо усовершенствовать, прежде чем им пользоваться.

На заседании Совета прозвучало и серьезно мотивированное обращение заслуженных граждан района к депутатам с призывом воздержаться от поспешных решений и пересмотреть процедуру присвоения звания, подходить к кандидатурам принципиально и взвешенно, сообразуясь с собственными понятиями чести и совести, не девальвировать звание почетного гражданина, исключив возможность лоббирования и протекции. Обращение подписали В. Миронов, В. Фисинин, В. Давыдов, Е. Елизаров, Г. Моисеев, И. Глазовская, В. Витушкин, Л. Колесников, Н. Медведева, В. Пикунова, Е. Смирнов. Но все эти доводы не были услышаны. Не догадались депутаты поинтересоваться, каково мнение у общественности города по поводу номинанта. А ведь признание его почетным гражданином подразумевает, что он пользуется неоспоримым ПОЧЕТОМ у сограждан.

У тех, кто в среду проголосовал “за”, очевидно, были очень веские аргументы, которые и определили их логику поведения. Но вескость доводов вовсе не означала трезвой оценки предмета. Как избиратель, который ходит на выборы всех уровней, я вправе сказать: вот мы вас выбираем, а вы потом так голосуете... Очевидно, детский лепет — говорить прагматичным людям о том, какие моральные ориентиры таким вот образом оставляем мы новым поколениям, какие записи — на скрижалях истории местного масштаба. Для них убойный аргумент — так надо. Ясно, что городу подобные решения не прибавляют ни почета, ни славы.

Смею думать, что В. Е. Кондратова в Сергиевом Посаде сейчас мало кто помнит. Он был обычным по тем временам партийным работником, личностью достаточно невыразительной (я, разумеется, ничего не преувеличиваю, но и не преуменьшаю). В газету я пришла в 66-м году, и первое знакомство с ним запомнилось по случаю почти анекдотичному. Было это на августовском совещании педагогов. Перед учительским коллективом района выступил первый секретарь горкома, и среди совершенно дежурных фраз он вдруг, отступив от текста, стал рассказывать о недавней поездке во Францию партийной делегации, куда входил и он. И сказал буквально следующее, что вот, мол, ездили мы во Францию в город Париж, это их столица, а в Париже есть церковь, называется собор Парижской богоматери, мы коммунисты и понимаем, что это очаг мракобесия и религии, но пошли посмотреть — все же интересно... И так далее. По-моему, тут какие-либо комментарии излишни. Меня тогда по молодости лет поразило даже не отсутствие присутствия элементарной образованности, это дело наживное, но отсутствие житейской мудрости у партийного руководителя: должен же он был понимать, что выступает перед интеллигенцией района!..

Именно на фоне Кондратова сменивший его И. И. Холод очень быстро был оценен как настоящий лидер района, образованный, воспитанный, умевший найти общие интересы с разными, так скажем, слоями общества: вот он до сих пор, давно уйдя из жизни, остается в благодарной памяти людей.

У нынешнего события, у этой “медали” есть своя обратная сторона. Горожане несколько десятков лет не помнили и не вспоминали В. Кондратова. Теперь они его волей-неволей вспомнят и перемоют ему косточки. Странно, что соискатель звания не предвидел возможность такого эффекта. Ведь не рассчитывал же он на то, что ему в заслугу будет вменена обычная жизнь загорчан конца 60-х годов прошлого века — все крупные стройки в городе развернулись позже.

Впрочем, судя по той нервозности, с какой принималось депутатами одиозное решение, за кадрами заседания остались, похоже, нешуточные “телодвижения” номинанта, его интересовал результат, и, следовательно, мнение горожан ему глубоко безразлично. Только и всего.

Такая вот картина маслом, как сказал бы мрачно Давид Гоцман.

Елена АЗНАЧЕЕВА

Газета "Вперед"