МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ!

19 февраля 2008 1848

МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ!Выступая в программе “События +” на “Радонежье”, председатель районного Совета депутатов Владимир Богословский затронул вопросы совершенствования структуры и повышения эффективности системы органов местного самоуправления. Мы попросили спикера более подробно рассказать о своем видении этого вопроса.

— Владимир Николаевич, расскажите нашим читателям, как устроены органы местного самоуправления района сейчас?

— Федеральный закон №131 “Об основных принципах организации местного самоуправления” предусматривает три обязательных органа местного самоуправления: это глава муниципального образования, представительный орган (Совет депутатов) и администрация. Глава района является высшим должностным лицом МСУ, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Совет депутатов — это коллегиальный орган местного самоуправления, принимающий решения большинством голосов, а администрация

наделена исполнительно-распорядительными функциями и построена на принципах единоначалия. Глава избирается прямым всенародным голосованием на муниципальных выборах. Депутаты района избираются также прямым голосованием по 21-му избирательному округу. Администрация формируется главой района, при этом Совет согласует кандидатуру первого заместителя главы. По решению Совета депутатов кроме этих обязательных органов в составе местного самоуправления могут быть образованы контрольно-счетная (ревизионная) комиссия и другие. У каждого органа местного самоуправления свои полномочия.

— Есть ли слабые звенья в такой структуре?

— В действующей структуре не совсем логично то, что два различных органа местного самоуправления, каждый со своими полномочиями, фактически действуют как одно целое. У высшего должностного лица для исполнения своих полномочий, по сути, нет аппарата. Из-за этого практически вся подготовка мероприятий, документов и решений главы района выполняется сотрудниками администрации. То есть сотни мероприятий и решений, в том числе политических (например, районное собрание, день района), касающихся всех органов местного самоуправления, готовятся администрацией, что придает им односторонний характер. И наоборот, глава района, исполняя все функции главы администрации, отвечает за все результаты ее работы, что не позволяет ему в полной мере использовать функции контроля за ее деятельностью.

— И что же вы предложили бы изменить?

— Для начала я бы приблизил действующую структуру к той, которая принята на Федеральном уровне. Там есть Президент, Председатель правительства и Председатель Государственной думы. На мой взгляд, глава района обязан сформировать свой аппарат на базе сотрудников, уже имеющихся в администрации, включающий достаточное количество советников,

помощников, сотрудников пресс-службы, и уделить основное внимание выполнению своих полномочий высшего должностного лица, в том числе и плотному взаимодействию с Советом депутатов и контрольно-счетной комиссией. Мне кажется, что глава района как высшее должностное лицо должен стоять над всеми другими органами местного самоуправления и в равной степени участвовать в работе каждого из них, а также координировать их взаимодействие. А сейчас он воспринимается только как глава администрации, и как бы вместе с администрацией противостоит Совету и контрольно-счетной комиссии, что неправильно ни с управленческой, ни с правовой, ни с политической позиций. Районной политикой должны заниматься глава района, сотрудники аппарата по поручению главы, депутаты и другие выборные лица местного самоуправления. А в администрации должны быть сосредоточены специалисты по вопросам ее ведения. Руководство администрацией в основном должно быть поручено первому заместителю главы администрации, для чего необходимо внести соответствующие изменения в его должностную инструкцию. Конечно, ряд самых важных исполнительно-распорядительных функций глава района может оставить за собой.

В такой структуре глава района не будет так тесно, как сейчас, связан ответственностью за исполнение полномочий администрации и показатели ее деятельности, и вместе с Советом депутатов сможет больше внимания уделить контролю ее деятельности и кадровым вопросам. Без сомнения, такие изменения повысят эффективность работы органов местного самоуправления района.

— А есть ли варианты более глубоких изменений структуры ОМСУ района?

— Конечно. Поселения уже практически приняли новую структуру, которая будет действовать с 2010 года. В соответствии с ней Совет районных депутатов будет состоять из глав и депутатов поселений, по два представителя от каждого поселения. Вероятнее всего, глава района будет избираться всенародно и одновременно будет выполнять обязанности председателя нового Совета депутатов. А глава администрации будет назначаться Советом депутатов. Соответствующие изменения в Устав может подготовить и действующий районный Совет, как и отработку условий трудового договора с будущим главой администрации.

— А может ли глава района избираться новым Советом депутатов?

— В принципе можно принять и такую форму, но тогда его статус будет ниже, а зависимость от депутатов сильнее. Мне кажется, это снизит эффективность работы ОМСУ, поскольку в России прочны традиции персонифицировать власть.

— Не ухудшится ли качество управления от того, что глава администрации будет не выбираться, а назначаться?

— Такие опасения есть, но есть и противоположные взгляды на то, что при назначаемом и полностью подконтрольном Совету главе администрации качество ее работы улучшится. Это эксперимент, который, видимо, мы должны пройти. Качество управления может ухудшиться, если в новой структуре главы поселений не смогут найти достаточно времени для решения очень трудоемких и важнейших вопросов образования, здравоохранения, культуры и других. Ведь на их плечах одновременно будут вопросы, касающиеся исполнения их непосредственных полномочий в поселениях.

— Получается, что структура ОМСУ района и поселений в будущем будет разной?

— Это хороший вопрос. Может быть, и стоит задуматься о единой логике формирования структур ОМСУ района и поселений. Если Советы депутатов поселений решили, что более эффективная районная структура подразумевает совмещение должностей главы района и председателя Совета депутатов и наличие нанятого главы администрации, то, возможно, они пойдут дальше и примут аналогичную структуру у себя в поселениях. Но это должно быть их решение. Нужно усилить работу Советов, и для этого целесообразно было бы отменить

установленное федеральным законом 10-процентное ограничение на работу депутатов на постоянной основе.

— По-вашему, такие изменения в ОМСУ приведут к повышению эффективности их работы?

— Кроме изменений структуры, нужно повысить требовательность к муниципальным служащим и должностным лицам, ввести объективные показатели эффективности работы ОМСУ и жестко их контролировать высшим должностным лицом, Советом депутатов, общественными организациями и населением. Кроме того, нужно в значительной степени активизировать работу общественных организаций, дополняющих работу ОМСУ и ведущих общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Важнейшей составляющей повышения эффективности работы ОМСУ является их плотное взаимодействие с Правительством области, Московской областной думой, другими областными структурами и, конечно, с губернатором. И, безусловно, должна быть повышена активность населения в решении местных вопросов. Ведь мы не случайно называемся “местное самоуправление”. Самоуправление подразумевает активное участие всего местного сообщества в решении вопросов местного значения n

Александра ПЕСОЧНАЯ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"