МАТРЕНА С ИКОНЫ

20 марта 2008 3104

МАТРЕНА С ИКОНЫНакал соперничества на областных конкурсах профессионального мастерства достиг невероятных размеров. За призовые места подмосковные училища состязаются нынче как за олимпийские медали. Иногда в пылу борьбы ПУ-организаторы смотров действуют на грани фола.

На недавнем конкурсе молодых мастеров художественной росписи по дереву в Ивантеевке жюри с участием хозяев "турнира" все три призовых места отдали художникам из местного профессионального училища № 30. Но даже с таким "скупым" судейством Злата Фомина из нашего 22-го училища сумела завоевать дополнительное третье место.

Ее коллеги по отделению художественной росписи Иван Зубков и Маша Ханина заняли в конкурсе соответственно четвертое и пятое места. Очевидцы рассказывают, что команда из Вербилок уезжала с конкурса со слезами на глазах. Воспитанников мастеров знаменитого народного промысла, которые привезли на смотр целые короба расписных изделий, жюри оттеснило на 6-8 места. Такая острая борьба за право получить первую премию из рук губернатора Московской области нас заинтриговала, и мы поинтересовались у участников конкурсными коллизиями.

До финала, как мы узнали, дошли девять претендентов. Художники должны были представить "домашнее задание" - хозяйственную утварь в росписи и на самом смотре показать мастерство в технике хохломской, северодвинской, мезенской или городецкой росписи. Всем конкурсантам надо было расписать доску матрешками. Хозяева отдали предпочтение радостной и, как говорят, довольно незамысловатой цветочной росписи воспитанников ивантеевского ПУ-30.

Гости, по мнению специалистов, представили более сложные работы. Наша Злата Фомина расписала сарафан своей матрешки тончайшей и изысканной росписью в городецком стиле. Не заметить такую работу было невозможно, и поэтому оказалось два третьих места. А вот работа, по общему мнению, лучшего художника 22-го училища Ивана Зубкова, говорят, и вовсе была не понята на конкурсе. Молодой мастер занимается иконописью, и у его героини был лик мудрой и доброй матери. Жюри сочло, что его матрешка "слишком сурова", и присудило художнику лишь четвертое место.

На пятом месте Мария Ханина, которая работает в северодвинской манере и покорила знатоков жанра своей расписной картиной в желто-красно-зеленой солнечной гамме. Молодых художников подготовили мастера производственного обучения Валентина Галицына и Галина Фокина. Наставницы убеждены, что у их воспитанников есть свой особенный почерк, что они нашли свою профессию, и это главное. А победы на конкурсах - дело наживное.

Кстати, с этого года в областных конкурсах появились номинации по дополнительному образованию. В Щелкове на днях прошел эстрадный конкурс исполнителей песен о профессии. Соревновались в этом смотре почти три десятка команд. Будущий повар Константин Колгин и начинающий модельер Михаил Пузанов вместе с музыкальным педагогом училища Анной Шипицыной подготовили маленький мюзикл "Моряк вразвалочку сошел на берег". Дуэт удостоен третьего места и своеобразного "Оскара" - оригинальной кованой статуэтки, которую все училище с интересом рассматривало после возвращения дуэта из творческой командировки.

В ремесленном работает вокальная студия, где молодые швеи, станочники, радиомонтажники, художники, повара с удовольствием берут уроки вокала. В училище ко всем праздникам готовится большая музыкальная программа. Есть в них хореографические номера и миниатюры в народном стиле. В конце марта педагог по танцам Людмила Воронина повезет своих самодеятельных танцоров на областной конкурс профтехучилищ в Королеве. В начале лета на смотр народных коллективов поедет ансамбль, подготовленный Еленой Суворовой.

Педагоги ремесленного считают, что смотры мастерства - замечательная традиция Подмосковья, которое сохранило профессиональное обучение. Творческое соревнование будет еще эффективней, если деликатно подкорректировать положение о конкурсах. Чтобы не повторялся впредь ивантеевский казус.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"