ОТДЕЛ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

05 августа 2008 3580

ОТДЕЛ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ«Нашел! Нашел! – ликующе крикнул он, бросившись к нам с пробиркой в руках. – Я нашел, наконец, реактив, который осаждается только гемоглобином и ничем другим! – Если бы он нашел золотые россыпи, и то, наверное, его лицо не сияло бы таким восторгом. – Вы, разумеется, понимаете всю важность моего открытия?»

Перед вами – цитата из первого рассказа о Шерлоке Холмсе и, по-видимому, один из первых описанных в литературе примеров работы эксперта-криминалиста.

Спустя сто с лишним лет профессия эта остается не просто нужной и востребованной. Без труда экспертов значительное число преступлений осталось бы нераскрытым. И это не преувеличение.

Кто виноват в дорожно-транспортном происшествии? Из-за чего возник пожар? Чьи следы обуви и следы рук остались на месте преступления? Из какого оружия выпущена пуля? Что за странный порошок изъят у подозреваемого? Подлинная или поддельная подпись стоит под важным документом? На эти и многие другие важные вопросы отвечают специалисты отдела по экспертно-криминалистическому обеспечению УВД Сергиево-Посадского района. Каждый год они проводят сотни экспертиз и проверок, вооружая следователей неопровержимыми доказательствами.

В штате отдела 22 человека. Ежедневно они выезжают на все виды преступлений, совершаемых в районе, будь то кража, угон, убийство, пожар и так далее, всего не перечислить.

На дежурстве всегда, круглосуточно, находятся минимум трое сотрудников. Об интенсивности их работы и индивидуальной загрузки каждого могут сказать хотя бы такие цифры: в 2007 году отделом проведено 1553 экспертизы и 2235 предварительных исследований и проверок. За первые 6 месяцев года нынешнего – 725 экспертиз и 1888 исследований и проверок.

Мощный экспертный центр, подобный нашему, есть далеко не везде. Сергиевопосадские эксперты обслуживают не только наш район, но и Пушкино, Лобню, Ногинск, Дмитров, Талдом и Дубну – словом, весь северо-восточный «куст» районов Подмосковья.

Экспертизы, как нам объяснили, делятся на традиционные и нетрадиционные. Деление это относительно условное и сложилось просто исторически. К традиционным относят дактилоскопию (следы рук), баллистику (пули, гильзы и огнестрельное оружие), трасологию (следы обуви, транспортных средств, орудий взлома, перчаток, установление целого по частям), а также экспертизы холодного оружия, наркотических веществ, почерка и документов. К нетрадиционным – автомобильные и пожарные.

Расскажем о некоторых из них.

Дактилоскопия

Согласно энциклопедическому словарю, дактилоскопия — это раздел криминалистки, изучающий строение кожных узоров рук в целях идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступников.

«Вот смотри, — объясняет мне Кирилл Забулонов, специалист по традиционным экспертизам. – Довольно часто на месте преступления остаются следы пальцев или ладоней. Благодаря телевизору преступники сейчас грамотные и нередко работают в перчатках, но не все, конечно. Наркоману, которому нужно поскорее ограбить, чтобы заработать на дозу, обычно не до того, а большинство приезжих из сопредельных стран книг не читают и кино не смотрят.

Целого, идеального отпечатка пальца или ладони не бывает на предметах почти никогда. Почти всегда кусочки, фрагменты, которые еще нужно найти, что непросто. Но и они для нас очень ценны, поскольку если человек хоть раз попадал в поле зрения милиции и был дактилоскопирован, мы обязательно это установим».

В качестве конкретного примера мне показывают поступившую из следственного отдела заявку на идентификацию отпечатков пальцев. Накануне в Богородском из припаркованной возле дома машины украли магнитолу и вещи. На место вместе со следователем выезжал эксперт, который обнаружил на ветровом стекле автомобиля следы рук неизвестного человека.

Следы при мне завели в компьютерную базу данных и через несколько секунд программа выдала результат. Отпечатки идентифицировали, они принадлежат ранее уже привлекавшемуся за кражу гражданину Таджикистана. Он, собственно, подозревался и в этот раз, нужны были доказательства. Теперь должным образом оформленные выводы экспертов будут фигурировать в суде.

В этом году сотрудниками отдела идентифицировано более сотни отпечатков рук (за весь прошлый год – 115). В большинстве случаев это помогает раскрыть преступление. Причем нередко бывает и так: задерживают, например, квартирного вора, «пробивают» по базе, и обнаруживается, что его «пальчики» были изъяты с места преступления еще в пяти аналогичных случаях, иногда за несколько лет до того. Срок давности по этим преступлениям – до десяти лет. Если срок не истек, преступник понесет наказание и за прошлые деяния.

ОТДЕЛ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВПожарная экспертиза

Это может показаться невероятным, но профессиональных пожарных экспертов-криминалистов на всю страну меньше, чем по одному на каждый субъект федерации (их у нас 89). В Подмосковье таких мэтров сейчас единицы. Один их них, Андрей Витушкин, работает в Сергиево-Посадском УВД. Беседуя с ним, сразу чувствуешь, что человек свою работу искренне любит: рассказывает о ней увлеченно и интересно.

Эксперт-криминалист выезжает не на все пожары, а только на те, которые носят либо явный криминальный характер (очевидный поджог), либо вызывают у пожарного инспектора какие-либо подозрения, которые надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Нередки случаи, когда причины пожара, несмотря на подозрительные обстоятельства, оказываются банальны: короткое замыкание проводки, например. Бывает и так, что поджог вроде бы налицо, все ясно, но доказать, как именно он совершен, проблематично. Впрочем, нет ничего невозможного.

В качестве классического примера возгорания от плохой проводки Андрей привел нам здание учебно-методического центра районного управления образования на Вифанской улице в Сергиевом Посаде. Слухов и разговоров вокруг этого пожара, случившегося в конце прошлого года, ходило много: местные жители и «осведомленные» доброжелатели выдвигали версии одна страшнее другой. Место на оживленной улице рядом с центром города действительно весьма привлекательно для нового строительства. Но экспертиза показала: причина пожара – старая неисправная проводка.

Нечто подобное можно сказать и о двух сгоревших старых домах в самом начале Вознесенской улицы (на Блинной горе). Многие полагали, что причина – поджог, а экспертиза установила, что бытовой обогреватель.

Очень сложное расследование пришлось проводить после пожара на Тарасовском строительном рынке возле Пушкина. Установить, как именно был совершен поджог, долго не удавалось. В конце концов, просматривая видеозапись происшествия, эксперты обратили внимание на необычный цвет пламени. Он-то и дал правильное направление к разгадке. Анализ показал, что для поджога злоумышленники использовали… металл. Конкретно – магний, который, как известно, легко вспыхивает.

Определение причин и времени возгорания – настоящая наука. Место происшествия тщательно осматривается, исследуется специальными приборами, берутся необходимые анализы, опрашиваются свидетели. После этого проводятся математические расчеты, позволяющие установить истину с высокой степенью вероятности.

ОТДЕЛ НЕОПРОВЕРЖИМЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАвтоэкспертиза

Как правило, ее проводят по запросу следователя, которого интересуют расчеты скоростей движения столкнувшихся автомобилей, технической возможности предотвращения ДТП, безопасных скоростей движения на этом участке дороги, углы столкновения и так далее.

«К нам приходят первичные материалы уголовного дела, где собраны схемы, фотографии, показания свидетелей и так далее, — объясняет эксперт Александр Фомин. – Нередко эти сведения мы сами и собираем. Например, нужно установить, с какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением. Водитель, скажем, утверждает, что ехал не быстрее 40 км/ч, а мы доказываем, что скорость была не меньше восьмидесяти. Определяется это преимущественно по тормозному следу».

Небезынтересна экспертиза по установлению углов столкновения автомобилей. Эксперт осматривает их на месте происшествия, делает необходимые замеры. Точки деформации обеих машин наносятся на схему (масштабную модель), сопоставляются с данными справочников. После чего проводятся математические расчеты, устанавливающие, в каком положении относительно друг друга находились машины в ту секунду, когда столкнулись.

«Нередко водители стремятся переложить вину в ДТП на техническую неисправность, – говорит Александр. — На следующий день после аварии, когда в себя немного придут, они смотрят: о, у меня же колесо лопнуло, давай-ка я на него все спишу. Скажу, что был хлопок, машину повело, я выскочил на встречку, вот и разбирайтесь. Почти всегда это выдумки водителей. За мою многолетнюю практику было лишь три случая, когда лопнувшее колесо действительно становилось причиной аварии. Экспертиза может установить это однозначно».

Спасибо

Рассказать обо всех видах криминалистических экспертиз в рамках одной статьи невозможно, да это и не требуется: даже из этого краткого обзора вполне можно составить представление о деятельности экспертов-криминалистов. Многие секреты их работы, кроме того, разглашать нельзя, дабы не облегчать жизнь разного рода преступникам.

Редакция благодарит за предоставленные материалы начальника отдела Юрия Горькова и его сотрудников: Василия Еписеева, Игоря Купцова, Александра Фомина, Андрея Витушкина, Валерия Быкова, Кирилла Забулонова, Евгения Громова, Станислава Сечко, Вячеслава Финатова, Руслана Гандалипова, Евгения Исаева, Сергея Фадеева, Романа Денисова, Сергея Варежникова, Эдуарда Журова, Алексея Богданова, Александра Торяника, Сергея Хозина, Андрея Сайфулина и Кирилла Шестерина.

Александр ГИРЛИН

Фото автора и Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперед"