25-Й КВАРТАЛ: ВСЕ ПОД СНОС?

29 сентября 2008 5095

В администрации Сергиева Посада прошли публичные слушания

Если точнее, до квадрата, ограниченного проспектом Красной Армии, Новоугличским шоссе и улицами Дружбы и Матросова. Внутри него — улица Инженерная, 25-й и 26-й кварталы с многочисленными «хрущевками», Узел связи, колледж игрушки, строящийся деловой центр, здание суда и полузаброшенная территория бывшей воинской части со зданием ГИБДД, кафе «Лагманная» и автостоянками. В общем, места известные, недалеко от центра города.

25-Й КВАРТАЛ: ВСЕ ПОД СНОС?Народ должен знать

Публики на слушания в здании администрации на сей раз собралось довольно много — как говорят, благодаря помощи доброжелателей, расклеивших на подъездах анонимные объявления с призывом прийти и оценить проект. Что совершенно правильно: в слушаниях без слушателей нет никакого смысла. К сожалению, бывает, что жители узнают об их проведении лишь из репортажей телевидения и газет, постфактум. В этот раз было иначе. Только для выступлений записалось 35 человек (выступили, правда, меньше десятка, не хватило времени).

В течение двух часов жизнь в зале била ключом: разъяснения архитектора проекта прерывались ироническими репликами с мест, замечаниями, ремарками, многочисленными вопросами, призывами организаторов к порядку и выступлениями возле карты и без нее.

Надо признать, что поводов для волнений и вопросов было предостаточно: сторона, представлявшая проект, зачастую не могла вразумительно ответить на самые простые вопросы, а путающаяся в карте докладчица и незнание ею местности временами создавали впечатление, что к слушаниям никто всерьез не готовился.

Впрочем, возможно, это и правильно: при здравом рассуждении заявленные планы вызывают серьезные сомнения. В проекте так много непонятного и нерешенного, различных «как-нибудь» и «когда-нибудь», что говорить о нем даже как о первоначальном, приблизительном наброске пока, на мой взгляд, не приходится. Судя по высказываниям и общей реакции зала (некоторым репликам и предложениям аплодировали чуть ли не стоя) того же мнения явно придерживалось и большинство собравшихся.

25-Й КВАРТАЛ: ВСЕ ПОД СНОС?Под снос

Чтобы не утомлять вас длинным перечислением всех предполагаемых к сносу объектов, лучше расскажем, что проектировщики задумали «оставить в живых» на указанной территории. Это строящийся досуговый центр на улице Дружбы, теннисные корты, 9-этажные жилые дома вдоль Новоугличского шоссе, здание колледжа игрушки, Узел связи, строящийся сейчас деловой центр и, в заключение, детский сад на улице Матросова.

Все остальные полсотни зданий и сооружений, а это в основном жилые дома (этажностью от одного до пяти) проектировщики желают постепенно снести, а на их месте построить современные кирпично-монолитные громады высотой от 14 до 17 этажей. Внизу — магазины и офисы, в подвалах — автостоянки. Существующий детский сад на улице Матросова расширить, кроме него построить еще один. Там, где сейчас расположен суд, возвести большую школу на 2500 учеников. Ну а о всяких спортивных и детских площадках можно даже не упоминать: естественно, они в плане.

Общая статистика выглядит так: площадь квартала — 30 гектаров, дома рассчитаны на 6400 квартир, 16 тысяч жителей и парковку на три тысячи машин.

Казалось бы, что худого и кто будет против? На смену старым, тесным и неудобным домам приходят удобные, просторные и современные. Однако все не так просто, конечно же.

25-Й КВАРТАЛ: ВСЕ ПОД СНОС?Вопросы без ответов

Первый и самый главный вопрос, который остался абсолютно непроясненным — что будет с людьми, которые сегодня живут в домах, намеченных по проекту под снос? Куда их будут переселять, какие квартиры давать, в какие сроки и так далее? Жители «обреченных» кварталов интересовались этим неоднократно, но ничего конкретного, более или менее вразумительного и ясного, им так и не ответили.

Просто на улицу не выгонят — это понятно, в конце концов, большинство квартир в частной собственности, но хоть какие-то планы на этот счет должны же у проектировщиков существовать? Стройка ведь намечена не в чистом поле, а в густонаселенном районе города.

После слушаний осталось впечатление, что если эти планы и существуют, то в глубокой тайне, которая разглашению не подлежит. Ответы были примерно в том смысле, что сейчас рано об этом говорить и вообще пока ничего не ясно: будет там что-нибудь строиться или нет, кто будет окончательным инвестором (пока в качестве такового рассматривается ПКФ «Виктория-5») и так далее. Надо одобрить предложенную общую концепцию — и вот тогда проектировщики займутся конкретикой, и все решится наилучшим образом.

Ведущий слушаний заместитель главы города Александр Павленко образно сравнил проект с эскизом автомобиля, в котором пока нет ничего — ни двигателя, ни трансмиссии, ни колес. Есть один только внешний силуэт, рисунок кузова, и жители должны ответить, нравится он им или нет.

Присутствующие в зале жители такого подхода не одобрили, совершенно справедливо в разных репликах и выступлениях указав: как можно говорить об автомобиле (пользуясь все тем же образным языком), если о нем вообще ничего, кроме рисунка кузова, неизвестно? Невозможно составить мнение о том, чего пока нет. Когда будет — тогда и поговорим. Если проект не отвечает даже на такой принципиальный и наиважнейший вопрос, как переселение людей из сносимых домов, то куда он годится?

Александр Павленко парировал, что прежде чем вести детальную проработку, надо, согласно закону, провести публичные слушания. Основная работа начинается после них, слушания — лишь первый, начальный этап.

С формальной точки зрения это чистая правда. Однако при этом можно вспомнить хотя бы совсем недавние публичные слушания по Рабочему поселку — там ответов на вопросы, кто, когда, куда и в какой последовательности будет переселяться, не избегали. Наоборот, в этом пункте была достигнута исключительная ясность. Сначала на пустой площадке строится первый дом, в нем дают квартиры жильцам окрестных развалюх, они сносятся, на их месте строится второй дом и так далее. Здесь же ничего подобного не было даже близко. Из всех многочисленных публичных слушаний, на которых я присутствовал, эти выглядели одними из самых неподготовленных.

Непонимание у жителей вызвал и предполагаемый порядок сноса существующих домов. Так, одноэтажные дома на улице Инженерной, согласно озвученному плану, должны быть ликвидированы значительно раньше, чем стоящие в 20 метрах от них двухэтажные. «В тылу» первых (на территории бывшей воинской части) поднимутся громады новых зданий, до вторых очередь дойдет много позже. Жители высказали на этот счет вполне закономерные сомнения, предположив, что после строительства новых домов в воинской части о стоящих рядом старых двухэтажках могут ненароком забыть. Инвестор откажется предоставлять их жителям дополнительные квартиры (экономически это невыгодно) или что-нибудь в этом роде — жизнь, как известно, полна неожиданностей, и о некоторых из них лучше подумать заранее. Разнесение сроков сноса стоящих почти вплотную домов (и предоставления их жильцам новых квартир) действительно не выглядит ободряюще.

Молодой мужчина, недавно купивший в этих местах квартиру («за большие деньги») в своем выступлении и обращении к инвестору указал, что планы, конечно, красивые, но при этом нехудо было бы поинтересоваться мнением собственников жилья. Чего в формате публичных слушаний, по большому счету, сделать нельзя: слишком серьезный вопрос, требующий в каждом случае индивидуального обсуждения.

Небезынтересным оказался вопрос о школе. Оказывается, ее, согласно проекту, должен строить не инвестор, а государство, которое пока никакого желания к этому не высказывало (да и не могло, проекта ведь официально пока нет). Захочет государство строить школу или не захочет — вопрос сложный. А если не захочет? Или не сможет?

25-Й КВАРТАЛ: ВСЕ ПОД СНОС?«Мы против!»

Черту под спорами и выступлениями подвел депутат районного Совета Игорь Большаков. Он «не в первый раз», по его словам, внес предложение не рассматривать проекты точечной и квартальной застройки Сергиева Посада до появления и утверждения генерального плана развития города. Это и в самом деле выглядит весьма разумно: с решениями, от которых зависит судьба тысяч людей, иногда лучше не торопиться. Тем более что работа над Генпланом идет полным ходом и при удачном раскладе его можно ожидать уже в следующем году.

Александр ГИРЛИН

Фото автора

Газета "Вперёд"