КОГДА ЛЮБОЙ ПОРОГ — ЗАСАДА

10 декабря 2008 2766

КОГДА ЛЮБОЙ ПОРОГ — ЗАСАДА

В минувший понедельник сергиевопосадское общество инвалидов и городская администрация устроили в кафе "Посад" настоящий праздник по случаю декады внимания к нуждам людей с ограниченными возможностями. Для них был снят банкетный зал, накрыты столы, выступали артисты.

Устроители вспомнили юбиляров и именинников, говорили об успехах своих уважаемых земляков. Зал аплодисментами приветствовал тех, кто и под ударами судьбы не опустил руки, продолжает вести активную, насыщенную событиями жизнь. Но насколько приспособлен для них наш город?

Этих будничных героев приветствовал глава Сергиева Посада Сергей Персианов. Гостей порадовали подарками, в честь них звучали тосты, а самое главное, друзья со схожими житейскими проблемами общались, танцевали, пели.

— Общение и причастность ко всем сторонам жизни — самая большая ценность для нас, — подтверждает Елена Туркина, человек в районе очень известный, хотя она уже давно прикована к инвалидному креслу. — К сожалению, мы, колясочники (кстати, нас в районе около полутора сотен), на каждом шагу сталкиваемся с досадными барьерами на пути к своим жизненным интересам и просто к общению. Декада внимания к проблемам инвалидов, на мой взгляд, — самый подходящий момент для такого острого разговора.

Саму Туркину, несмотря на все недуги, дома не застанешь. Наша газета много раз писала о ее победах на областных паралимпийских спартакиадах и турнирах в разных спортивных видах. Не сомневаясь ни минуты, она принимает приглашения на пробеги и марафоны инвалидов. Все сообщества людей с ограниченными возможностями (таких организаций в районе больше двух десятков) советуются с ней по особым случаям. Ее визитки как активиста клуба инвалидов-колясочников "Сергий" есть везде, где друзьям по несчастью может понадобиться человеческое участие и практическая поддержка.

Вместе с Еленой мы мысленно отправляемся по социальному маршруту на инвалидной коляске. В таких случаях колясочники говорят не "поехали", а "пошли". У Елены миниатюрный аппарат.

Говорит, что купила этот отечественный "автомобиль" на ручной тяге сама за 500 баксов, чтобы не обременять маму собиранием многочисленных справок, выстаиванием очередей и поездками в столицу. И покрышки найти легче, ведь медтехника больше таким снабжением не занимается. Есть, конечно, иномарки стоимостью до полутора тысяч долларов. Но она не случайно остановила выбор на этой малютке. Во-первых, он ей по средствам (Елена сама нашла себе и еще четырем инвалидам работу на домашнем телефоне), а главный аргумент такой:

— Попробуй-ка, поместись с креслом в тесные лифты, которыми оборудованы нынешние высотные новостройки, — говорит Туркина. — К счастью, в Районной больнице подъемник есть, но в него только такая крошка и входит, а с большим креслом уже будут проблемы. Только представьте, с чем сталкивается колясочник, если лифт не исправен или отключен. Недавно к моим знакомым приехал родственник-инвалид. В одиннадцать вечера лифт уже отключен, а подниматься на восьмой этаж! В другой семье супруга протезировала зубы в Хотькове. Кабинет находится всего-то на третьем этаже. Но какой мукой был для этой пары каждый визит к врачу. Десятки раз муж поднимал и спускал жену-инвалида. Хорошо, что есть такой преданный спутник жизни. Если инвалид одинок, ему лучше сразу отказаться от визита к зубному врачу по государственной программе. Ступай в РБ на платное лечение.

Пороги, ступеньки, бордюры — на это колясочники натыкаются на каждом шагу. Пандусы у порога — все еще архитектурная роскошь в Сергиевом Посаде. Мысленно перебираем с Туркиной все знакомые парадные. Нет специального въезда — только вдумайтесь! — в районной стоматологической поликлинике. Елена говорит, что на фонтаны и розовую плитку у входа средства нашлись, а на две металлические полоски, которые позволят колясочнику попасть к врачу, денег нет.

В «Семейной поликлинике» пандус почему-то у закрытого заднего входа, а на основном его нет. Мы смогли припомнить лишь аптеку в поселке Северный, в которую человек без ног может попасть самостоятельно. Похоже, в городе нет ни одной парикмахерской с пандусом. Моя собеседница говорит, что поэтому пришлось научиться стричься самостоятельно. Даже новые супермаркеты забывают устроить удобный въезд-выезд для инвалидов. А вот "Алексеевский" и "Виктория" на Северном, с удовольствием отмечают инвалиды, об этом позаботились.

Чтобы попасть недавно на прием в архитектурный отдел городской администрации (у Туркиной всегда масса планов), ей пришлось договариваться с друзьями, чтобы занесли в вестибюль административного здания. И заранее созваниваться с чиновниками, чтобы спустились вниз для переговоров.

— Специалисты в просьбе не отказали, — говорит Елена. — Ну а если бы человек был не такой активный и контактный, как я? — задается она резонным вопросом.

Как о большой победе говорили об устроенном недавно пандусе на ступеньках Дворца культуры. Кстати, городские власти посоветовались с клубом колясочников во главе с Олегом Завидовым, какой должна быть эта конструкция, и выполнена она в точном соответствии с пожеланиями пользователей. Члены организации теперь постоянные посетители концертов и спектаклей. Пять особых мест в инвалидных креслах бесплатно забронированы за клубом на каждое представление, за что инвалиды благодарят руководство Дворца.

Чтобы организовать культпоход колясочников, Елена "пешком" спешит с Северного поселка, где живет в частном коттедже, через весь город ко Дворцу. Городской общественный транспорт на таких пассажиров не рассчитан. Подмосковный ликинский автозавод выпускает низкопольные автобусы со специальными поручнями и фиксаторами колясок. Но последний раз массовая закупка этого транспорта (в стране он пользуется повышенной популярностью) в области была четыре года назад. Цена автобуса около четырех миллионов рублей.

Чтобы понять, стоит ли тратиться на специально оборудованные автобусы, на пандусы и лифты, приведем статистику из недавно опубликованного доклада областного омбудсмена Александра Жарова о соблюдении прав инвалидов на безбарьерную среду в регионе. В Подмосковье сегодня полмиллиона инвалидов, среди которых 20 тысяч детей, 90 тысяч человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, около 15 тысяч инвалидов по зрению и еще 10 тысяч человек с проблемами слуха. Восемь процентов жителей области — это население большого города! — нуждается в постоянной опеке.

В Сергиевом Посаде и других городах района такая забота пока еще в очевидном дефиците. Ответом на приведенную статистику можно считать два заявления, сделанных на праздничном вечере. Руководитель сергиевопосадского общества инвалидов Елена Брюшинина сказала, что организация будет отстаивать интересы инвалидов в городском и районном Советах, на всех публичных слушаниях и добиваться корректировки социальных проектов. Мэр города Сергей Персианов обещал создать совет, цель которого — убирать барьеры, мешающие активной жизни инвалидов.

Светлана АНИКИЕНКО

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

Газета "Вперёд"