Выставка «Кукрыниксы в Абрамцеве»

03 июня 2015 2641

 
6 июня 2015 года в 15.00 часов в Поленовской даче Музея-заповедника начнёт работу выставка «Кукрыниксы в Абрамцеве». В экспозиции – произведения из собраний Музея-заповедника и семьи Соколовых.
 
Выставка посвящена творчеству легендарных Кукрыниксов. В юбилейный год Великой Победы стоит вспомнить, что Гитлер не мог выносить имени Кукрыниксы и даже собирался повесить их, троих художников, на Красной площади в Москве, после взятия столицы частями вермахта. «Правдистами» (художниками газеты «Правда») Кукрыниксы в мае 1945 года оказались в поверженном Берлине. Были в последнем убежище Гитлера — бункере под рейхсканцелярией. Здесь зародился замысел картины «Конец». Военная тема не оставляла Кукрыниксов и после войны. Корреспондентами они побывали на Нюрнбергском процессе (суд над немецким фашизмом в городе Нюрнберге, 1945-1946 годы). Целый месяц рисовали шаржи и карикатуры на Геринга, Гесса, Риббентропа и прочих подсудимых. Рисунки самолётом отправлялись в редакцию. Тремя годами ранее, весной 1942 года, Кукрыниксы, художники политической сатиры, были награждены Сталинской премией. Все сто тысяч рублей они отдали на постройку тяжёлого танка. На него пошли деньги и других лауреатов, в частности, С.Я. Маршака. Летом 42-го танк ушёл на фронт.
 
Кто же они, Кукрыниксы? Содружество художников, некий творческий феномен. «Ку» — Михаил Куприянов, «Кры» — Порфирий Крылов, «Никс» — Николай Соколов. Познакомились во ВХУТЕМАСе в 1925 году. Втроём писали живописные картины, работали над шаржами, плакатами «Окна ТАСС» времен Великой Отечественной войны, книжными иллюстрациями. Сотрудничество их было до такой степени слитно, что даже не допускало каких-либо стильно-критических разгадок: тут-де просвечивает один мастер, а вот тут другой и третий. Удивительно, но творческий симбиоз не вредил ни свежести, ни юмору, ни убедительности работ. Кукрыниксы писали свободно, просто, естественно. И остро.
 
В 1932 году Кукрыниксы  взялись за иллюстрирование горьковского романа «Жизнь Клима Самгина». Не имея в то время своей мастерской, отправились в подмосковное Абрамцево. В то время в знаменитой усадьбе был организован Дом творчества для небольшого числа деятелей искусств. 
 
Из воспоминаний Н.А. Соколова: «Первое, что мы увидели, подъехав к усадьбе, — это приземистый, серого цвета дом с небольшим мезонином в три окна. Нас поселили именно в этот мезонин. Очень уютным оказался этот скромный с виду дом на фоне белого снега и деревьев. Тепло печек, тишина, старинная мебель, «молчаливые» портреты на стенах сразу заставили забыть шум и суету Москвы. Мы с волнением узнали, что в нашей комнате около ста лет назад жил Н.В. Гоголь, работавший тогда над вторым томом «Мёртвых душ» и читавший его семье Аксаковых. В эти окна великий писатель смотрел на абрамцевский пейзаж, по этой деревянной скрипучей лестнице он ходил. Людей, приехавших сюда, оказалось очень мало, и почти все они были нашими хорошими знакомыми и друзьями: кинорежиссёры Г. Козинцев и Л. Трауберг, работавшие над сценарием фильма «Юность Максима», С. Юткевич, готовивший фильм «Встречный», и прибывший сюда чуть ли не из Мексики наш ровесник, молодой кинорежиссёр Г. Александров… В Абрамцеве Г. Александров вместе с писателем Н. Эрдманом заканчивали сценарий для новой музыкальной кинокомедии «Весёлые ребята».  Вечерами собирались той небольшой компанией живших в доме и работавших в нём людей в красной гостиной, где за рояль садился Гриша Александров и, аккомпанируя себе, пел собравшимся мексиканские песни, вспоминал свои встречи с Чарли Чаплином, или кто-нибудь рассказывал что-либо интересное, забавное. Мы рисовали собравшихся, делали на них шаржи, при этом кто-нибудь тут же придумывал к ним стихи. Иногда сидели в уютной столовой, где, потрескивая, горел камин…
 
По соседству с музеем на высоком берегу речки Вори вырос дачный посёлок художников. В нём поселились живописцы и скульпторы — И. Грабарь, В. Мухина, И. Машков, Б. Иогансон, П. Радимов, Б. Королёв и другие. С конца 1960-х годов и я каждое лето живу в Абрамцеве и занимаюсь там живописью».
 
Камерное станковое творчество Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова неизвестно широкому зрительскому кругу, и уникальность данного выставочного проекта заключается в редкой возможности знакомства с творческой индивидуальностью каждого художника содружества.
 
Выставка продлится до конца июля 2015 года.