От соцпризрения — к соцзащите

09 июня 2012 7181

Если говорить о Дне социального работника в контексте Сергиева Посада, то стоит вспомнить первоисточник этого праздника — указ Петра 1 от 8 июня 1701 года “Об определении в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищих, больных и престарелых”. Достаточно упомянуть многочисленную сеть учреждений призрения, сложившуюся в городе к началу ХХ века.

Знаменитый Александро-Мариинский дом призрения, Приют сестер “Красного Креста” или менее известные заведения — например, богадельню при Храме Михаила Архангела, созданную “Братством Преподобных Сергия и Никона”, богадельни при Черниговско-Гефсиманском ските или Боголюбивой Киновии. Интересно, что глубокие традиции, сложившиеся в стенах этих благотворительных учреждений, пустили глубокие корни, продолжали реализовывать себя в новых условиях, возникших после революции 1917 года.

От соцпризрения — к соцзащите

За пределом ограды Черниговского скита, кроме сохранившегося до наших дней здания странноприимного дома, имелось ещё два корпуса, один из которых занимала гостиница, а другой — богадельня, адресованная слепым. Аналогичная богадельня находилась и в стенах Боголюбивой Киновии.

В годы Первой мировой войны ряды опекаемых инвалидов по зрению пополнились жертвами боевых действий. В 1918-1919 гг. система богаделен была передана в созданное в городе первое учреждение, координирующее систему социальной защиты — комиссариат, а позднее отдел соцпризрения. Обе богадельни были объявлены домами инвалидов. В начале 1920-х годов слепых из Киновии переселили в бывшую богадельню Черниговского скита, получившую в быту прозвание “Слеповский корпус”.

Для обеспечения инвалидов рабочими местами была создана швейная артель. Кстати, в Сергиеве 1920-х годов действует разветвленная система кооперации труда инвалидов (Коопинтруд). В её систему входили артели самой разной направленности, в том числе и по производству игрушек (Артель им. Рубина, позднее ставшая фабрикой игрушек и культтоваров).

В 1940 году в стенах бывшего Черниговского скита размещалась входившая в систему учреждений Наркомата соц-обеспечения Профтехшкола-интернат инвалидов войны, просуществовавшая до 1960 года со своим учебным производством. А вскоре после окончания Великой Отечественной в городе создалась местная организация Всероссийского общества слепых, основное ядро которого составили инвалиды “Слеповского корпуса”. Создание этой организации проходило непосредственно под контролем председателя ВОС — Сергея Михайловича Иванова, человека необычайной судьбы, имевшего прямое отношение к Сергиевскому Посаду. Отец Сергея, владелец медно-лудильной мастерской на улице Нижней (Митькина), родителей своих не знал. Младенцем его подкинули в Александро-Мариинский дом призрения. Ребёнок стал крестником директрисы — Елизаветы Кротковой. Крёстная мать проявляла пристальное внимание к судьбе мальчика.

Пройдя курс обучения в школе при доме призрения, он даже получил у неё средства на обзаведение своим "делом". Благополучие семьи продолжалось вплоть до смерти её главы. А потом судьбы Ивановых-младших "закрутились" вместе со страной в революционном водовороте. Сергей, который в 1915 году поступил на работу на Троицкий снаряжательный завод (ныне КХЗ), стал первым вожаком сергиевской комсомолии, младшие братья прошли через детский дом имени Карла Маркса (бывший Александро-Мариинский дом призрения).

Зрение Сергей Иванов потерял в ежовских застенках. Но уцелел. Более того, сумел продолжить свою деятельность — уже на посту общественной организации инвалидов. И родной город не забывал!

От соцпризрения — к соцзащите

А вот в стенах богадельни при храме Михаила Архангела разместился детский дом для сирот голодающего Поволжья. Заботу о детях сначала взяли на себя курсанты и преподаватели Электроакадемии, базировавшейся в стенах Лавры, а затем — студенты педтехникума имени Октябрьской революции.

В 1920-1930-е годы вопросы социальной защиты в значительной степени власти перекладывали на различные общественные организации и органы местного самоуправления. К первым относились активистки движения жен-делегаток, общество "Друг детей", первые ветеранские организации (Общество красных партизан и красногвардейцев и Касса взаимопомощи пенсионеров), а также различные комитеты содействия при отделе соцобеспечения. Ко вторым — районные и уличные комитеты.

Документы горисполкома дают интереснейшие сведения о деятельности соцзащиты тех времён. Представители отдела соцобеспечения и общественники, например, участвовали в рассмотрении вопросов налогообложения граждан, обращая внимание на положение многодетных, инвалидов, престарелых или же неполных семей. Часто слово этих органов было решающим в снижении налога, сборов обязательных поставок продовольствия или даже снятии штрафов. Постоянно рассматривались вопросы устройства детей-сирот в детские дома, обустройства инвалидов или же помощи многодетным семьям. В течение нескольких лет, например, особое внимание оказалось приковано к обитателям "Туваловской крепости" — семье железнодорожника Тувалова, лишившейся кормильца. А к многодетной матери Акентьевой был прикреплен куратор из депутатов горсовета. Её имя мелькало почти в каждом протоколе заседания горсовета, рассматривавшем социальные вопросы.

Материалы о жизни работников социальной защиты, проблемах инвалидов отражались местной печатью. Газеты "Вперёд" (Загорский район) и "Заря" (Константиновский) позволяют нам судить о размахе этой работы, в которой очень заметную роль играли студенты Педтехникума имени Октябрьской революции. Работа с инвалидами, помощь престарелым и многодетным, шефская работа в инвалидных и детских домах и артелях постоянно упоминалась в переписке будущих педагогов, их воспоминаниях. В середине 1930-х на базе Трудовой коммуны имени Каляева (Черниговско-Гефсиманский скит) был создан учебный комбинат Московского областного отдела социального обеспечения. В его мастерских инвалиды — немые и слепые — получали производственные профессии. Просуществовал комбинат до 1941 года.

Последние предвоенные годы (1939-1941) поставили перед работниками соцзащиты новые задачи: работа с семьями призванных на действительную службу красноармейцев, социальная реабилитация "свежих" инвалидов советско-финской войны, организация отдыха детей специалистов и командиров запаса, призванных в ряды Красной Армии в марте 1941 года.

Опыт, приобретённый работниками соцзащиты — профессионалами и общественниками, оказал неоценимую помощь в годы Великой Отечественной войны.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ

Газета "Вперед"