Главные новости
В этом году исполнилось 110 лет Сергиево-Посадской типографии, ведущей свое происхождение от славного и могучего корня - типографии Троице-Сергиевой лавры.
Как это начиналось
Долгое время монастырь не имел своих полиграфических мощностей. Как это часто бывает, толчком к воплощению давней мечты обители о своей типографии послужило доброе начинание. В 1879 году стали издаваться "Троицкие листки" - душеспасительное чтение газетного типа. Стоили они очень дешево, их продавали "по шесть гривен за сотню" (гривенник - серебряная монета в 10 копеек. - Ред.). "Листки" быстро приобрели в народе популярность: согласно данным интернет-энциклопедии "Хронос", за 30 лет существования издания их общий тираж составил около 136 миллионов экземпляров.
Иеромонах Никон, с самого начала возглавивший редакцию, очень умело повел дело и через некоторое время сумел накопить денег на типографию и переплетную мастерскую. В марте 1894 года он обратился с письмом к митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию, в котором обосновал необходимость устройства при Лавре собственной типографии. Тот ходатайствовал перед Синодом, и в сентябре 1894 года было получено разрешение от московского губернатора. Летом 1895 года с московского склада принадлежностей тиснения Ивана Флора доставили две скоропечатные машины, которые в июне уже были готовы приступить к работе.
Открытие
Вот как описывают открытие типографии "Московские Церковные ведомости": "В воскресенье, 2-го июля, было совершено освящение и открытие типографии Троице-Сергиевой Лавры для печатания "Троицких листков" и других изданий. Типография помещается в новом каменном корпусе, воздвигнутом к западу от келий о. Наместника возле здания, в котором будут помещаться больница и баня".
О том, что представляла типография в начале ХХ века, сохранились воспоминания "типографского дедушки" - Дмитрия Васильевича Пикунова, стаж работы которого исчислялся с 1907 года. Рабочий день начинался в половине седьмого утра и заканчивался в половине седьмого вечера. У рабочих был часовой перерыв на обед и несколько получасовых - для чая. В 1905 году имелось уже четыре печатных машины немецкого производства с ручным приводом. Большой проблемой при этом оставалась плохая вентиляция и освещение: до 1912 года работали с керосиновыми лампами.
откуда пошла пролетарская
После того как власть перешла к большевикам, типография стала государственной и получила наименование "40-я типография Московского губернского Совнархоза". Ее работники играли заметную роль в формировании властных структур города. Так, в состав Совдепа 3-го созыва вошли два ее представителя - рабочий А. Г. Барометров и член коллегии управления Н. К. Нестеров.
В 1923 году численность работников предприятия, получившего к тому времени несколько странное имя - "Имени 6 Октября", - составила 150 человек. Показательно, что присвоение советского названия совпало с важным в техническом смысле моментом: началом замены старых, износившихся монастырских шрифтов новыми. Этот процесс занял весь 1924 год.
Полиграфисты издавна считались элитой пролетариата, поэтому неудивительно, что в том же 1924 году улицу, на которой располагалась типография, переименовали в Пролетарскую.
Вскоре произошло еще одно немаловажное событие. Типография перешла под юрисдикцию Коммунистической академии. Сейчас уже мало кто знает, что это было за учреждение, поэтому стоит рассказать о нем немного подробней.
Академия была основана в смутном 1918 году и первоначально называлась Социалистической академией общественных наук. Научные (согласно представлениям того времени) задачи этого учреждения заключались в "исследовании и разработке вопросов истории, теории и практики социализма". С 1924 года она стала именоваться Коммунистической академией. Это была довольно мощная структура: в ее состав входили институты философии, истории, литературы, искусства, современного строительства, экономики и так далее, более десятка. При них функционировал целый ряд обществ с весьма экзотическими по нынешним временам названиями: воинствующих материалистов-диалектиков, марксистов-государственников, историков-марксистов, биологов-марксистов, врачей-марксистов-ленинцев, математиков-марксистов и востоковедов-марксистов. Коммунистическая академия был ликвидирована в 1936 году с созданием Академии наук СССР.
Метания
Кроме обслуживания непосредственно Комакадемии типография имела договорные отношения с ОГИЗом (Объединением государственных книжно-журнальных издательств). Печатались произведения русских и зарубежных классиков, советских писателей, а также серьезная научная периодика. Работы было много, казалось, вернулись золотые дни. Но во время реорганизации Комакадемии зимой 1931 года она отказалась от типографии, в результате чего почти тут же последовал и разрыв с ОГИЗом. 7 февраля 1931 года типография "Имени 6 октября" была возвращена Загорскому райисполкому. За ней числился долг в 30 тысяч рублей. Часть средств на его ликвидацию дал город, часть - область. Сработала и пролетарская солидарность: помогли местные профсоюзы.
Однако вскоре пришло категорическое требование Комитета по печати РСФСР - передать предприятие в подчинение Мосполиграфу не позднее
1 марта 1931 года. Подал голос и ОГИЗ - "Признать возможным при назначении нового директора типографии удовлетворить просьбу Т. Захарова - директора типографии об освобождении его от работы". Хождение на высокий Парнас закончилось возвращением на грешную землю.
Без работы, конечно, работники типографии не остались. Печатали газету "Вперед", разнообразные брошюры, инструкции, методические материалы и многое другое.
Стоит отметить присущее нашим полиграфистам бережное отношение к технике - для них не существовало ничего ненужного, "бросового". В 1930-е годы в Московской области создавались типографии в Пушкинском, Звенигородском, Щелковском, Егорьевском районах. Туда и направлялись старые, но пригодные к набору шрифты, замененное оборудование. Было даже понятие - "собрать новую типографию". Так наши печатники организовали полиграфические предприятия в Константинове и Щелкове, нашей техникой в значительной степени была укомплектована типография города Александрова. Но не только такие подшефные были у загорских полиграфистов - на селе они имели друзей в лице Мишутинского сельсовета.
На разгром врага!
В 1941 году началась война. Сказалась она и на работе типографии. По указанию городского комитета обороны здесь был отпечатан большой тираж листовок для готовившихся партизанских отрядов (немцы подходили к Москве, и такая мера защиты предусматривалась). Тут же печатались приказы ГКО, многочисленные инструкции, агитационные материалы и, конечно, газета "Вперед", которая даже в трагические дни декабря 1941-го ни разу не сбилась с графика (газета тиражом около 8 тысяч выходила ежедневно).
В нашем городе родилась и военно-полевая газета 1-й Ударной армии "На разгром врага!". Армия формировалась в Загорске (о чем говорит название одной из городских улиц), а выпуск ее печатного голоса обеспечивали работницы нашей типографии Вера Ковешникова и Полина Егорова.
Специалисты-наборщики, командированные на фронт вместе с полиграфической техникой, сыграли не последнюю роль в создании фронтовой и армейской печати. Это были девушки-добровольцы. Четверо из них - Шалашова, Кувшинова, Ломова, Егорова были награждены медалями, а наборщица Уварова - орденом и двумя медалями.
При этом нам нужно помнить, что традиция воинской печати в типографии сложилась задолго до Великой Отечественной. Ветеран предприятия, долгое время возглавлявший наборный цех, Михаил Михайлович Токарев, будучи призван в армию в 1914 году, служил наборщиком в редакции газеты русской императорской армии "Окопные думы".
Не только печатным, но и ратным трудом приближали победу работники типографии. Шестеро из них не вернулись с фронта домой. Это С. А. Гудков, Н. К. Латышев, И. В. Грачев, В. В. Пучков, В. А. Вишняков, А. И. Бубиков. В 1975 году, к 30-летию Победы, коллектив предприятия трудовой вахтой "За себя и того парня" почтил память погибших коллег.
В 1944 - 1945 гг. по заказу филиала военной Академии имени Фрунзе (он располагался в Гефсиманском скиту) наши печатники занялись выпуском методической литературы для курсантов.
Победный 1945 год ознаменовался торжественно отмеченным 50-летием типографии. Этому событию был посвящен специальный выпуск газеты "Вперед". В нем, в частности, говорилось о старейшем работнике, который поступил на предприятие еще в 1895 году. Это мастер-наборщик Варлаам Севостьянович Малых, первым удостоенный народного прозвания "типографский дедушка", ставшего потом традицией.
Почти 20 лет типографию возглавлял Петр Иванович Русаков. В его семье помнят, как во время войны отца почти не видели - всегда на работе. Как осенью 41-го Петр Иванович уже готовился уходить в партизаны, но немцев не пустили к Загорску. Был и такой случай: по вине наборщика в газете вместо Сталин написали Стелин - а по тем временам это было смерти подобно. Но обошлось.
Дружба типографии и газеты - особая тема. Долгие годы "районка" набиралась и печаталась в нашем городе. Но и позднее, когда "Вперед" сменила полиграфическую базу, в "старый день печати" - 5 мая на страницах "Вперед" всегда звучали материалы о типографии.
Работы хватало всегда
После войны странное название "Имени 6 октября" незаметно кануло в небытие, уступив место скромному "Загорская типография", а в 1950-м - замысловатому "Типография ЦБТИ Мособлсовнархоза" (ЦБТИ означало "Центральное бюро технической информации"). Этим во многом объяснялась специфика работы - печатание нормативной документации. А с ликвидацией совнархозов в 1965 году название изменилось на "Загорскую типографию Упрполиграфиздата".
В 50 - 70-е годы выполняли много заказов столичных издательств: технические брошюры, книги по коммунальному хозяйству, художественная литература, альбомы для музеев. Поддерживали тесные контакты с типографией московских "Известий".
Кроме того, долгое время на плечах печатников Загорской типографии лежал выпуск заводских многотиражных газет (в частности, ЗОМЗа и ЗЭМЗа), многочисленных бланков всевозможного назначения, приглашений на елку, домовых книг, регистрационных удостоверений для собак и так далее, всего не перечислить. Городские потребности в печатной продукции для делопроизводства удовлетворялись сполна.
Новое время
В новое здание, построенное в рамках программы "Навстречу 70-й годовщине Великого Октября", типография перебралась в 1988 году. Но вместо обещанного современного оборудования въехали новоселы "со старой мебелью". А тут дунул "ветер перемен". Однако он не свалил крепкий и во многом "династический" коллектив, возглавляемый ныне Сергеем Борисовичем Акентьевым. К концу 1990-х годов типография обзавелась столь необходимыми для новых условий работы малоформатными печатными машинами, компьютерным издательским центром, современной фотолабораторией. "Произошло второе рождение посадской типографии" - не без гордости писала газета "Вперед".
А недавно одно из старейших предприятий нашего города (и области!) отметило свое
110-летие, с которым наша газета и все краеведы Сергиева Посада его сердечно поздравляют.
А. ЛУНЕВСКИЙ,
член краеведческого
клуба "Хронос"
Газета "Вперед" №122 (01.11.2005)
опрос
Какой социальной сетью Вы чаще всего подьзуетесь?