ПЕРВЫЕ ДУМЫ И СЕРГИЕВСКИЙ ПОСАД

30 мая 2006 6376

ПЕРВЫЕ ДУМЫ И СЕРГИЕВСКИЙ ПОСАД о парламентских выборах сто лет назад

Десятого мая 1906 года в Таврическом дворце начала работу первая Государственная дума. Эту дату можно считать началом современного парламентаризма

в нашей стране. А как Сергиев Посад проявил себя в этом событии? Попробуем разобраться.

"Булыгинская" дума и террорист Каляев

Сейчас уже мало кто помнит, что первую Государственную думу в советской исторической науке звали "булыгинской". Кто такой Булыгин, скорее всего, смогут сказать разве что историки. Между тем это был заместитель министра внутренних дел, которому было поручено разработать документ о созыве "достойнейших, доверием облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений". В свете этого поручения императора было создано Особое совещание о народном представительстве (Государственной думе) при монаршей особе. К слову сказать, произошло это через несколько дней после убийства московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича (дяди Николая II). Убийцей был террорист Иван Каляев, чье имя долгие годы носил поселок в восточной части Сергиева Посада.

Бунт гимназисток

Выборы в "булыгинскую думу" проходили в атмосфере агрессивного радикализма, который в то время стал "правилом хорошего тона" (наподобие слушания заморских "радиоголосов" и чтения самиздата в 1970 - 1980-х гг.). Даже поэты-символисты спешно слезли со своей "башни из слоновой кости", чтобы воспевать "победу сознательных, смелых рабочих".

Не миновала чаша сия и Посада. После скандальной манифестации 19 октября в Петербурге (впоследствии увековеченной на холсте самим Репиным) революционный психоз охватил и наш город. Даже гимназистки из гимназии Е. Флеймер выступили с петицией, требовавшей невмешательства в личную жизнь, недопустимости распечатывания писем, посещения клуба в цветном платье и ... отмены уроков рисования. Сейчас эти требования выглядят забавно, но барышень, пожалуй, тоже можно понять.

Агитировали даже в трактирах

Дорога в Думу была многоступенчатой. У нас выбирали только выборщиков, остальное решалось в Москве. Кандидаты бурно обсуждались посадской общественностью. Профессор Духовной академии В. А. Соколов так описывал события: "Нашему Посаду предоставлено было два места выборщиков... Партия наших радикалов стала усиленно проводить В. О. Ключевского (известный историк, преподавал в Духовной академии. - А. Л.) и Мокеева, и еще кустаря Зверева. Пропагандисты отправились по квартирам избирателей".

Предвыборная кампания принимала популистский характер. Столяр Мокеев (про которого тогдашние мастера "черного пиара" говорили: "нам хотя подлец и мерзавец, лишь бы демагог") лично ходил по трактирам и агитировал соответствующим образом.

7 и 9 марта 1906 года в Посаде прошли митинги, перед кустарями выступили В. О. Ключевский, а также некий Горбачев (участник событий 19 октября) и кустарь Зверев. Замечен был и "гость" из Москвы, призывающий к бойкоту Думы и созыву Учредительного собрания.

11 марта состоялись выборы, которые признали недействительными - часть избирателей знала кандидата Мокеева... лишь по фамилии жены и потому проголосовать не сумела. На повторных выборах 21 марта выборщиками стали столяр Алексей Васильевич Мокеев и купец Сергей Семенович Шариков (от Торгово-промышленной палаты, впоследствии - городской староста). Но в Думу никто из них не попал.

Первую Государственную думу оценивали по-разному. Маститый сановник С. Е. Крыжановский выразил свои чувства словами: "Ужас... Это было собрание дикарей". А вот В. О. Ключевский, баллотировавшийся у нас от только что созданной партии конституционных демократов (кадетов) признавал "бесспорную умеренность господствующих настроений". Несмотря на эту умеренность, продержалась Дума всего 72 дня и была распущена.

Во вторую Думу снова не попали

Выборы во вторую Государственную думу прошли в Посаде 22 января 1907 года. Избирателям было представлено два списка - один тяготел к "правым" ("октябристам"), другой - к "левым" ("Народная воля" и другие). В каждом списке было по три кандидата. В них фигурировали, например, все тот же столяр А. В. Мокеев (очевидно, в первой Думе ему понравилось) и врач Н. А. Королев. В одной из московских газет в те дни сообщалось, что в Сергиевском Посаде арестован некто, незаконно расклеивавший плакаты в поддержку "левых". Никто из наших земляков в парламент снова не попал.

Вторая Государственная дума просуществовала всего 102 дня и была распущена после скандального выступления депутата Зурабова, направленного против армии.

Наш земляк в четвертой Думе

Триумфом для Сергиевского Посада стали выборы в четвертую Государственную думу осенью 1912 года - наш земляк, профессор Духовной академии, член-корреспондент Академии наук Николай Федорович Каптерев стал депутатом. Он представлял партию "прогрессистов". Вероятно, читателям будет небезынтересно узнать о нашем представителе в парламенте тех далеких лет. Он родился в семье священника, окончил Вифанскую семинарию, затем - Духовную академию, где впоследствии преподавал много лет. В 1894 - 1902 гг. был городским старостой. На этот пост он был избран и в 1908 году, но оставил его, сделавшись депутатом. Умер Н. Ф. Каптерев 13 января 1918 года. К сожалению, в дни празднования 100-летия российского парламентаризма мы не можем прийти на могилу этого замечательного человека. Вознесенское кладбище, на котором был похоронен Николай Федорович, уничтожено в советское время.

А. ЛУНЕВСКИЙ,

член краеведческого клуба "Хронос"