СПРАВОЧНОЕ БЮРО

26 июля 2006 5763

- Хотелось бы узнать что-либо о старообрядческой церкви, существовавшей в Сергиевом Посаде в начале ХХ века.

- Старообрядческая церковь в районе железнодорожной станции "Сергиево" (на ее месте сейчас стоит Дом быта) была построена в 1910 году по инициативе купца Фафина, имевшего владения в районе современной Железнодорожной улицы. Канонически она принадлежала к так называемому "рогожинскому толку" и управлялась советом, в который кроме Фафина входили мещанин Н. Прорубщиков и купец И. Горячев. Прихожанами в основном были рабочие-старообрядцы с текстильных фабрик северо-восточного Подмосковья. На земле Фафина было создано старообрядческое кладбище.

В советское время существование церкви было узаконено договором от 13 мая 1926 года. Однако в марте 1938 года городские власти, ссылаясь на то, что с декабря 1937 года церковь "не используется для религиозных потребностей", постановили ее закрыть и передать в ведение Горкомхоза. До начала 1970-х годов на Вокзальной площади сохранялись кирпичные ворота, построенные общиной в 1913 году к 300-летию дома Романовых.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО- В газете "Вперед" от 9 июня прочли заметку А. Василивецкого "Заброшенный замок, забытые люди". Расскажите о "вокзале" в Трехселищах поподробнее.

- Сооружение, о котором идет речь, - следы одного из неосуществленных проектов создателя Троицкого снаряжательного (ныне Краснозаводского химического) завода Владимира Юзефовича Рдултовского. В 1916 году им была подана докладная записка о возможности соединения нового предприятия с основными железными дорогами, ведущими на север России. В рамках реализации этого фантастичного плана вблизи имения Леонтьевых приглашенным из Царского села архитектором Максимовым было возведено здание, в быту получившее название "вокзал". Точное его предназначение, однако, неизвестно. Возможно, что постройка могла быть задумана и как жилой дом: его архитектурные формы во многом повторяют замок род-ственников Рдултовских, князей Радзивиллов, в литовском городе Раудонас. Что же касается термина "графские развалины" - он, скорее всего, был употреблен автором в переносном смысле, как метафора: Рдултовские не обладали графским титулом, нося в старой Польше (XVII-XVIII вв.) сенаторское звание.

- Сейчас в печати часто упоминается место под названием "Островок". Хотелось бы узнать о нем получше.

- Топоним "Островок", по всей видимости, происходит от традиционного русского лесопромышленного термина, обозначавшего делянки лесовладений с разным составом растительности. Однако исторически более верное название - урочище Крючково (от имени располагавшегося там древнего поселения). Долгое время на правах "лесной дачи" (то есть охраняемых лесных угодий) оно входило сначала в систему землепользования Троице-Сергиевой лавры, затем - Загорского лесного хозяйства. Вплоть до Великой Отечественной войны на "Островке" располагались две лесные сторожки. По воспоминаниям современников, одна из них была "на мысу" (ее называли "малышкинской"), вторая - "на выходе" (то есть в начале улицы Фестивальной; ее звали "нуждинская").

В 1920-х - начале 1930-х годов на этой территории был стрелковый полигон расквартированного в Загорске 1-го конвойного полка ОГПУ-НКВД. В 1932 году, в связи с созданием Птицеинститута и Птицесовхоза в Вифании, а также опытного рыбного хозяйства на Вифанских прудах, он был ликвидирован.

В 1940 году здесь появились первые постройки филиала военной академии имени Фрунзе. В ноябре-декабре 1941 года лесному хозяйству "Крючковской лесной дачи" (к тому времени переименованной в лесоквартал №4) был нанесен непоправимый ущерб: пребывавшие там воинские части (например, сборно-конный пункт частей 20-й армии) извели большое количество леса на дрова и землянки. По настоятельному требованию властей войска были выведены из этих мест в феврале 1942 года.

Основная застройка местности началась в 1950-е годы: на "Островке" появились существующие и поныне военные и гражданские объекты. Ее итогом стало возникновение улицы Фестивальной, получившей свое имя в честь проводившихся здесь в середине 1950-х городских фестивалей молодежи. А живой памятью о "Крючковской лесной даче" служит столетний сосняк, подымающийся "на мысу".

Газета "ВПЕРЕД"