Государственный земельный контроль

06 апреля 2012 7191

В любом государстве и в любом обществе на всех этапах развития человечества земельные отношения всегда выступают как весьма актуальная тема общественной жизни.

Статьей 36 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В решении проблемы охраны, сбережения и воспроизводства плодородия почв главной государственной землеохранной функцией является государственный земельный контроль.

Земельный контроль имеет свои предмет и цели, которые определены Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативно-правовыми актами. Контроль за использованием и охраной земель представляет собой деятельность уполномоченных законом государственных органов по проверке соблюдения собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами и иными участниками земельных отношений правового режима земель.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, Росреестр является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственный земельный контроль, в том числе через свои территориальные подразделения, которым на территории нашего района является Сергиево-Посадский отдел Управления Росреестра по Московской области.

Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689.

Так, специально уполномоченные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства:

- о недопущении самовольного занятия земельных участков и использования земельных участков;

- порядка переуступки права пользования землей;

- об использовании земель по целевому назначению;

- о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

- порядка предоставления сведений о состоянии земель;

- выполнения иных требований земельного законодательства.

Должностные лица Росреестра и его территориальных органов, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель.

Также обращаем внимание граждан, что в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

- статьей 7.1 КоАП РФ — самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

- частью 1 статьи 7.2 КоАП РФ - уничтожение межевых знаков границ земельных участков;

- статьей 7.10 КоАП РФ — в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка;

- статьей 8.8 КоАП РФ — в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

Сергиево-Посадский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществляет проверки по использованию и охране земель посредством проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и граждан, путем рассмотрения обращений и материалов, поступивших в Сергиево-Посадский отдел Управления, указывающих на наличие административного правонарушения, а также непосредственно при осуществлении государственными земельными инспекторами мониторинга ис-пользования земельных участков их собственниками или арендаторами. С информацией по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно ознакомиться на интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (www.genproc.gov.ru), а также граждан на 2012 год на интернет-сайте Управления Росреестра по Московской области (www.to50.rosreestr.ru).

Основным правонарушением, допускаемым юридическими лицами и гражданами и выявленным при осуществлении проверок, является самовольное занятие земельного участка, статья 7.1 КоАП РФ. Данной статьей предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Поскольку на территории Сергиево-Посадского района расположено большое количество объектов культурного наследия, в отношении которых нарушение земельного законодательства имеет особую социальную, историко-архитектурную, экологическую и иную значимость, надеемся на понимание и перспективное сотрудничество с лицами, которым не безразлично сохранение окружающей среды и существование фактов незаконного использования земель на территории Сергиево-Посадского района.

Сергиево-Посадский отдел Управления Росреестра по Московской области

Газета "Вперед"